Основная образовательная программа среднего общего образования

Содержание
1.

2.
3.

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

Пояснительная записка.
Общая характеристика основной образовательной
программы среднего общего образования
Планируемые результаты освоения обучающимися основной
образовательной программы среднего общего образования
Система оценки достижения планируемых результатов
освоения основной образовательной программы среднего
общего образования
Программа развития универсальных учебных действий у
обучающихся на ступени среднего общего образования
Программы отдельных учебных предметов, курсов
Программа воспитания и социализации обучающихся на
ступени среднего общего образования
Программа по охране и здоровью обучающихся
Целевые программы
Учебный план среднего общего образования
Условия реализации основной образовательной программы
среднего общего образования
Документы, регламентирующие образовательную
деятельность

2

3

6
9

14
20
22
24
27
30
34
37

1. Пояснительная записка
Общая характеристика основной образовательной программы среднего
общего образования
Основная образовательная программа (далее – ООП) МКОУ «Гимназия Культуры
мира им.А.Д.Адилсолтанова» принята педагогическим Советом после обсуждения ее
педагогическим коллективом и родительским сообществом и утверждена приказом
директора гимназии.
МКОУ «Гимназия Культуры мира им.А.Д.Адилсолтанова» несет ответственность
за выполнение своей ООП перед родителями обучающихся и учредителем –
Администрацией Хасавюртовского района РД.
Программа адресована:
 обучающимся и родителям:
-для информирования о целях, содержании, организации и предполагаемых
результатах деятельности МКОУ «Гимназия Культуры мира им.А.Д.Адилсолтанова»
по достижению каждым обучающимся образовательных результатов;
-для определения ответственности за достижение результатов образовательной
деятельности гимназии, родителей и обучающихся и возможностей для
взаимодействия;
 учителям:
-для определения целей, задач, содержания и планируемых результатов
образовательной деятельности;
-для определения ответственности за качество образования;
 администрации:
-для координации деятельности педагогического коллектива по выполнению
требований к результатам образовательной деятельности;
-в качестве ориентира для создания условий по освоению обучающимися ООП;
-для контроля качества образования;
-для регулирования взаимоотношений субъектов образовательного процесса
(обучающихся, родителей, администрации, педагогических работников и других
участников);
 всем субъектам образовательного процесса:
-для установления взаимодействия субъектов образовательного процесса;
 учредителю и органам управления:
-с целью объективности оценивания образовательных результатов учреждения;
-для принятия управленческих решений на основе мониторинга эффективности
процесса, качества условий и результатов образовательной деятельности гимназии.
В основу разработки данной ООП положена одна из ведущих идей федеральных
государственных образовательных стандартов (ФГОС) - идея общественного договора,
которая реализуется через работу органов самоуправления гимназии:
 Общее собрание работников Образовательного учреждения;
 Педагогический совет Образовательного учреждения;
 Административный совет Образовательного учреждения;
 Родительский комитет Образовательного учреждения;
Данная ООП ориентируется на монокультурный контингент обучающихся и
родителей. Вместе с тем образовательная деятельность осуществляется на основе диалога
культур. Особое внимание в программе уделено овладению русским языком,
являющимся условием осуществления этого диалога.
3

В программе также учтены традиции внутригимназической жизни, запросы
обучающихся и родителей в сфере образования, профессиональный уровень педагогов,
особенности материально-технической базы.
Одним из приоритетов реализации ООП является развитие информационных
технологий и совершенствование информационной образовательной среды, создание
условий для развития креативной личности, для раскрытия творческого потенциала
каждого ребенка, для успешной адаптации обучающихся в постоянно меняющемся
окружающем мире.
Программа соответствует основным характеристикам современного образования:
доступности, открытости, перспективности и научной обоснованности, вариативности,
технологичности,
поликультурности,
носит
личностно-ориентированный
и
деятельностный характер; осуществляет принцип равных возможностей для получения
качественного среднего (полного) общего образования.
Программа отвечает возрастным особенностям обучающихся: активности,
информированности, коммуникабельности, способности к творчеству, стремлению к
познанию нового.
Программа осуществляет принцип преемственности основных образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
создает условия для развития и самореализации обучающихся, для формирования
здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся.
Цели реализации ООП среднего общего образования
Цели среднего общего образования ориентируют субъекты образования на
достижение основных результатов образования, связанных с:
 личностными результатами, включающими готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и личностному самоопределению, к самоусовершенствованию и
самовоспитанию, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной
познавательной деятельности, сформированность системы значимых социальных и
межличностных отношений, отражающих личностные и гражданские позиции в
деятельности; способность к осознанию российской гражданской идентичности в
поликультурном социуме; правосознание, экологическую культуру;
 метапредметными результатами, включающими освоенные обучающимися
межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной,
познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и
осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с
педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной
образовательной траектории; владение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности;
 предметными результатами, включающими освоенные обучающимися в ходе
изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области,
виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его
преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных
ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о
ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией,
ключевыми понятиями, методами и приемами.
Принципы и подходы к формированию ООП среднего общего образования и
состава участников образовательного процесса

4

В основе реализации ООП лежит системно-деятельностный подход, который
предполагает:
 воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного
общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского
общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его
многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
 переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе
разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы
достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного
развития обучающихся;
 ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие
креативной личности, способной ориентироваться в постоянно меняющемся
окружающем мире;
 признание решающей роли содержания образования, способов организации
образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей
личностного и социального развития обучающихся;
 учёт индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических
особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения
при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
 обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего,
среднего (полного) общего и профессионального образования;
 разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального
развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными
возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала,
познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение
зоны ближайшего развития, и расширения образовательного пространства;
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
 воспитание гражданской идентичности, усвоение гуманистических, демократических
и традиционных ценностей многонационального российского общества;
 формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики;
 формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления;
 воспитание социально-активной личности, готовой к активной адаптации в
существующем мире, через организацию активной общественной жизни в школе.

5

2. Планируемые результаты освоения обучающимися ООП среднего
общего образования
Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно
действиями – познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными,
преломленными через специфику содержания того или иного предмета, – овладеют
обучающиеся в ходе образовательного процесса.
Структура планируемых результатов
Структура планируемых результатов строится с учётом:
 динамики развития обучающихся на основе выделения достигнутого уровня развития
и ближайшей перспективы – зоны ближайшего развития гимназиста;
 возможностей овладения обучающимися учебными действиями на уровне,
соответствующем зоне дальнейшего перспективного развития;
 основных направлений оценочной деятельности.
Планируемые результаты достигаются через предметные программы и программы
элективных курсов.
В структуре планируемых результатов по каждой учебной программе
(предметной, междисциплинарной) выделяются следующие уровни описания:
 цели-ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные
ожидаемые результаты изучения данной учебной программы. Их включение в
структуру планируемых результатов призвано раскрыть «Цель изучения данного
предмета в образовательном учреждении»
 цели, характеризующие систему учебных действий в отношении учебного
материала. Планируемые результаты приводятся в блоках «Выпускник научится» к
каждому разделу программы учебного предмета. Они ориентируют субъектов
образования, какой уровень освоения учебного материала ожидается от выпускников.
 цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений,
навыков, расширяющих и углубляющих знание учебного материала.
Планируемые результаты, приводятся в блоках «Выпускник получит возможность
научиться» к каждому разделу программы учебного предмета.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы
среднего общего образования.
В результате освоения основной образовательной программы среднего общего
образования у обучающихся должны быть сформированы:
 российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных
символов;
 гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
 готовность к служению Отечеству, его защите;
 мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
6

 основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими
ценностями и идеалами гражданского общества, готовность и способность
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
 толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие
цели и сотрудничать для их достижения;
 навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности;
 нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
 готовность и способность к образованию, в том числе к самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
 эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
 принятие и желание реализовать ценности здорового и безопасного образа жизни,
потребность в физическом самоусовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения,
употребления алкоголя, наркотиков;
 бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение
оказывать первую помощь;
 осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов;
 отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении
личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
 экологическое мышление, понимание влияния социально-экономических процессов
на состояние природной и социальной среды; приобретение эколого-направленной
деятельности;
 ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного приятия семейных
ценностей.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
среднего общего образования:
В результате освоения основной образовательной программы среднего общего
образования обучающиеся должны уметь:
 самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать, корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и
реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных
ситуациях;
 продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно решать конфликты;
 владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
 ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
 использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
7






техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;
определять назначении и функции различных социальных институтов;
самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
ясно и логично излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые
средства;
использовать навыки познавательной рефлексии как средства осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и основания, границ своего
знания и незнания.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы
среднего общего образования:
Предметные результаты освоения основной образовательной программы для
учебных предметов на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно
общеобразовательной и общекультурной подготовки.

8

3. Система оценки достижения результатов освоения основной
образовательной программы среднего общего образования
Объектом оценки образовательной деятельности обучающихся в гимназии
являются ожидаемые результаты, которые связаны с целями данной программы и
составляют три группы взаимосвязанных результатов.
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

ЛИЧНОСТНЫЕ

МЕТАПРЕДМЕТНЫ
Е

ПРЕДМЕТНЫЕ

Личностные результаты.

















Объектом оценки личностных результатов служит:
развитие личности, ее способностей;
самореализация обучающихся через организацию урочной и внеурочной
деятельности;
сформированность основ российской гражданской идентичности;
сформированность уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
сформированность этических чувств – доброжелательности, эмоциональной,
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей,
стыда, вины, совести;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях,
умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни;
сформированность целостного научного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики;
сформированность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообщества;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем;
формирование основ экологической культуры соответствующей современному
уровню экологического мышления;
участие в преобразовании социальной среды микрорайона, гимназии;
развитие опыта социальной и творческой деятельности;
участие в создании образовательной среды и школьного уклада;
осознание значения семьи в жизни человека и общества.

Личностные результаты выпускников на ступени среднего общего образования
не подлежат итоговой оценке.
Метапредметные результаты.
Объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у
обучающегося указанных выше регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД,
т.е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей
познавательной деятельности и управление ею.
К ним относятся:
9

 освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
задачи в учебе и познавательной деятельности;
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать
даже в ситуациях неуспеха;
 владение основами самоконтроля, самооценки;
 умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства
представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов,
схем решения учебных и практических задач;
 формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
 умение организовывать учебное сотрудничество, использовать различные способы
поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации
информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и
технологиями учебного предмета;
 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать;
 участвовать вместе с учителями и родителями в проектировании ООП, в создании
условий для ее реализации;
 самостоятельное проектирование образовательной деятельности
Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных
процедур:
 итоговые контрольные работы по предметам;
 комплексные работы на межпредметной основе;
 оценочные листы и листы наблюдений учителя в «Портфолио достижений»
обучающегося;
 проект;
 исследовательская работа;
 творческая работа.
Предметные результаты
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения
обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.
Достижение этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов
образовательного процесса – учебных предметов, представленных в обязательной части
учебного плана.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

СИСТЕМА ПРЕДМЕТНЫХ
ЗНАНИЙ

СИСТЕМА ПРЕДМЕТНЫХ
ДЕЙСТВИЙ

Система предметных знаний – важнейшая составляющая предметных
результатов.
В ней можно выделить
 опорные знания (знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего
и последующего успешного обучения);
 знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний
10











В основе многих предметных действий лежат УУД, прежде всего познавательные:
использование знаково-символических средств;
моделирование;
сравнение, группировка и классификация объектов;
действия анализа, синтеза и обобщения;
установление связей (в том числе причинно-следственных) и аналогий;
поиск, преобразование, представление и интерпретация информации;
развитие научного мышления;
разработка и реализация учебных проектов;
активное использование возможностей ИКТ.

Формирование одних и тех же действий на материале разных предметов
способствует сначала правильному их выполнению в рамках заданного предметом
диапазона (круга) задач, а затем и осознанному и произвольному их выполнению в новой
ситуации. Это проявляется в способности обучающихся решать разнообразные по
содержанию учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся
решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств,
соответствующих содержанию учебных предметов, в том числе на основе
метапредметных действий.
Особенности этих трех групп результатов находят отражение в различных
способах оценивания, которые описаны в «Положении о системе оценок, форм, порядке и
периодичности промежуточной аттестации».

11

4. Программа развития универсальных учебных действий у
обучающихся на ступени среднего общего образования
Универсальные учебные действия (УУД) – это система действий обучающегося,
обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность,
способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию
самостоятельной учебной деятельности.
Цель программы:
Сформировать у обучающихся универсальные учебные действия, обеспечивающие
системный подход к личностному развитию, включающий формирование компетенций
обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий,
учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Задачи программы:
 создать условия для реализации требований Стандарта к личностным и
метапредметным результатам освоения ООП среднего (полного) общего образования,
системно-деятельностного подхода, развивающего потенциала среднего общего
образования;
 повысить эффективность освоения обучающимися ООП среднего общего образования
за счет расширения возможностей ориентации в различных предметных областях,
научном и социальном проектировании, профессиональной ориентации, строении и
осуществлении учебной деятельности;
 сформировать у обучающихся основы культуры исследовательской и проектной
деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации
обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного
учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и социально
значимой проблемы;
 определить перечень УУД, создать систему типовых заданий для формирования УУД,
систему технологических приемов и методов для использования и применения
обучающимися УУД в урочной и внеурочной деятельности, разработать алгоритмы
уроков с использованием УУД на всех предметах,
 создать условия для развития у обучающихся способности к самопознанию,
саморазвитию, самоопределению,
 создать условия для интеграции урочных и внеурочных форм учебноисследовательской и проектной деятельности обучающихся.
Ценностные ориентиры среднего общего образования:
1. Формирование основ гражданской идентичности личности на основе:
 патриотизма, уважения к Отечеству, осознания своей этнической принадлежности;
 уважения к прошлому и настоящему многонационального народа России;
 знания истории, культуры, языка своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества
 осознания ответственности человека за благосостояние общества;
 формирования чувства уважения истории и культуры каждого народа,
 формирования активной гражданской позиции.
2. Формирование положительной психологической атмосферы, способствующей
развитию общения, сотрудничества на основе:
 доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к дружбе и
взаимопомощи;
 уважения к окружающим на основе толерантного поведения,
 развитие и совершенствование навыков сотворчества и сотрудничества с детьми и
взрослыми.
12

3. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе принципов нравственности
и гуманизма:
 принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление
следовать им;
 осознанное принятие
нравственных ценностей как регуляторов морального
поведения;
 развитие эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной
художественной культурой,
 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции;
 развитие личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, системы
значимых социальных и межличностных отношений.
4. Развитие навыков самовоспитания и самообразования на основе:
 развития широких познавательных интересов, творческой инициативы и
любознательности, мотивации к обучению;
 умения рационально организовать свою деятельность по изучению нового материала
(планированию, контролю, оценке);
 умения самостоятельно определять задачи своего обучения, планировать свою
познавательную деятельность;
 умения построения индивидуального образовательного маршрута
 подготовка к осознанному выбору дальнейшего образования и профессиональной
деятельности;
 владения основами самоконтроля, самооценки.
 создания установки на самоусовершенствование и самовоспитание.
5. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её
самоактуализации на основе:
 самоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию,
критического отношения к своим поступкам;
 готовности к самостоятельным поступкам и действиям и ответственности за их
результаты;
 целеустремлённости, жизненного оптимизма;
 умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни,
здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей;
 практическое использование приобретенных обучающимся коммуникативных
навыков, навыков целеполагания, планирования и самоконтроля;
 формирование навыков участия в различных формах организации учебноисследовательской и проектной деятельности.
Характеристика универсальных учебных действий
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают
значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и
ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие
жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах,
13

правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира,
окружающих людей, самого себя и своего будущего.
В сфере личностных действий формируются:
 внутренняя позиция гимназиста на уровне положительного отношения к гимназии;
 ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на протяжении всей жизни;
 моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе
личностного выбора;
 гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина России,
чувство сопричастности и гордости за свою Родину, общество; любящего свой край и
свою Родину, уважающего свой народ, его культуру и духовные традиции;
 моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем;
 ценностное отношение к здоровому и безопасному образу жизни;
 эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и
мира;
 готовность к сотрудничеству, способность осуществлять учебно-исследовательскую,
проектную и информационно-познавательную деятельность;
 ценностное отношение к традициям семьи, российского гражданского общества,
многонационального российского народа, человечества;
 сопричастность к судьбе Отечества;
 ценностное, положительно мотивированное отношение к образованию, науке, труду и
творчеству на благо человека и общества;
 социальная активность, уважение закона и правопорядка, ответственность за свои
поступки перед обществом,
 осознание необходимости здорового, безопасного и экологически целесообразного
образа жизни;
 осознанный выбор профессии, понимание значения профессиональной деятельности
для человека и общества,
 креативное отношение к окружающему миру, мотивация на творчество и
инновационную деятельность.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и
учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, коррекции своих
действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и
саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального
образования и самосовершенствования.
К регулятивным действиям относятся:
 целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно;
 планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом
конечного результата; составление плана и последовательности действий;
 прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его
временных характеристик;
 контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с
целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
 коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ
действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом
оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
 оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно
усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результатов работы;
14

 саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к
выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Познавательные действия включают исследования, поиск, отбор и
структурирование необходимой информации, моделирование изучаемого содержания,
логические действия и операции, способы решения задач.
Общеучебные познавательные универсальные действия:
 самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
 поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с
использованием инструментов ИКТ и источников информации;
 структурирование знаний;
 осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и
письменной форме;
 выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий;
 рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности;
 извлечение необходимой информации из разных информационных источников;
 определение основной и второстепенной информации;
 свободная ориентация и восприятие научных и художественных текстов, научного,
публицистического и официально-делового стилей;
 понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
 постановка и формулирование проблемы;
 самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем
творческого и поискового характера;
 знание основных научных методов познания окружающего мира;
 практическая направленность проводимых исследований и индивидуальных проектов;
 формирование научного типа мышления.
Знаково-символические познавательные универсальные действия:
 моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где
выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или
знаково-символическая);
 преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную
предметную область.
Логические познавательные универсальные действия:
 анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
 определение объектов анализа и синтеза, определение их компонентов;
 синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с
восполнением недостающих компонентов;
 выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
 подведение под понятие, выведение следствий;
 проведение разных видов сравнения;
 оперирование понятиями, суждениями;
 владение компонентами доказательства;
 построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
 выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
15

 формулирование проблемы;
 самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового
характера;
 подбор доказательств своей точки зрения, логичная аргументация;
 свободное ориентирование в фактическом материале;
 умение четко выстраивать цепочку доказательств.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение
слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять
совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, уметь
договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку
друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем и другими взрослыми, так и со
сверстниками.
В сфере коммуникативных УУД обучающиеся смогут:
 понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и
ориентироваться на позицию партнера в общении;
 учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в
сотрудничестве;
 формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;.
 правильно и понятно выражать свои мысли, ориентируясь на возможности
восприятия другими участниками обсуждения;
 осуществлять опыт переноса и применения учебных действий в жизненных
ситуациях,
 уважать мнение других людей, уметь вести конструктивный диалог, достигать
взаимопонимания и успешно взаимодействовать,
 владеть различными формами устных и публичных выступлений, приемами
риторики;
 уметь вести дискуссии, семинары;
 умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
 практическое использование полученных коммуникативных навыков в общественнополезной деятельности.
Формирование универсальных учебных действий через учебные предметы
Учебный
предмет
Литерат
ура

Характер заданий
 Прослеживание «судьбы героя»
 Анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и
скрытой, основной и второстепенной информации
 Представление текстов в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов, сочинений различного жанра
 Представление о изобразительно-выразительных
возможностях русского языка
 Ориентация в системе личностных смыслов
 Эмоционально-действенная идентификация
 Эмоциональная сопричастность действиям героя
 Умение учитывать исторический и историко-культурный
контекст и контекст творчества писателя в процессе
анализа художественного произведения
 Культура чтения
 Способность выражать свое отношение к проблемам,
16

Формы организации
деятельности
 Диалог
 Дискуссия
 Круглый стол
 Олимпиада
 Проекты
 Мастерские
 Творческие задания:
рисунки, газеты,
иллюстрации, стихи
 Работа в группах
 Инсценировки, театральные
зарисовки
 Художественный монтаж
 Концертное исполнение
поэтических произведений

Русский
язык

Матема
тика
Алгебра
Геометр
ия

представленным в тексте в развернутых
аргументированных устных и письменных высказываниях
 Повышение речевой культуры
 Работа с понятийным материалом
 Поиск и определение особенностей литературных жанров
 Простой, сложный, цитатный план текста
 Представление о системе стилей языка художественной
литературы
 Творческие задания
 Поиск информации в предложенных источниках
 Работа со словарями
 Работа с таблицами
 Работа с текстами
 Поиск ответов на заданные вопросы в тексте
 Навыки грамотного письма
 Умение составлять письменные документы
 Создание письменных текстов
 Нормы речевого поведения в различных сферах и
ситуациях
 Умение анализировать различные языковые явления и
факты, допускающие неоднозначную интерпретацию
 Владение различными приемами редактирования текстов
 Составление схем-опор
 Основы логического, алгоритмического и математического
мышления
 Владение методом доказательств и алгоритмов решения,
умение их применять, проводить доказательные
рассуждения в ходе решения
 Владение стандартными приемами решения рациональных
и иррациональных, показательных, степенных,
тригонометрических уравнений и неравенств, их систем
 Составление и распознавание диаграмм

Иностра
нный
язык

 Иноязычная коммуникативная компетенция
 Использование иностранного языка как средства
получения информации
 Умения, способствующие самостоятельному изучению
иностранного языка
 Нахождение ключевых слов при работе с текстом
 Словообразовательный анализ
 Пересказ текста
 Создание плана текста
 Перевод
 Умение пользоваться двуязычными словарями

Истори
я
России
Всеобщ
ая
история
Общест
вознани
е

 Поиск информации в тексте
 Навыки критического мышления, анализа, синтеза, умений
оценивать и сопоставлять методы исследований,
характерные для общественных наук
 Целостное восприятие всего спектра всего спектра
природных, экономических и социальных реалий
 Формулировка своей позиции
 Умение задавать вопросы
 Составление простого, цитатного, сложного плана
 Реферат, исследовательская работа
 Использование социального опыта
 Работа с документом
17

 Исследовательские работы
 Сообщения, доклады
 Презентации
 Поиск информации в
системе Интернет
 Реферат
 Конференция
 Круглый стол
 Олимпиада
 «Портфолио»
 Проекты
 Творческие работы:
сочинения, эссе.
 Работа в группах
 Исследовательская работа
 Реферат, сообщение

 Круглый стол
 Олимпиада
 «Портфолио »
 Проекты
 Математический бой,.
 исследовательские работы,
реферат
 Презентации
 Доклады, сообщения
 Работа в группах
 Олимпиада
 Работа в группах
 Творческие задания:
рисунки, газеты, плакаты
 Проекты межпредметного
характера
 Концерт (песни, стихи на
ин. языке)
 Театральные постановки
 Презентации
 Поиск информации в
системе Интернет
 Чтение иностранной
литературы на языке
оригинала
 Диалог
 Групповая работа по
составлению кроссворда
 семинар
 Дискуссия
 Круглый стол
 Олимпиада
 «Портфолио»
 Проекты
 Конференции
 Творческие задания:
рисунки, газеты, плакаты

Географ
ия

Физика

Биологи
я

Химия

 Поиск информации в системе
 Умение обобщать, анализировать и оценивать информацию
 Владение навыками проектной деятельности и
исторической реконструкции
 Умение вести диалог, обосновывать свою точку зрения
 Владение базовым понятийным аппаратом социальных
наук
 Умение применять полученные знания в повседневной
жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений
 Навыки оценивания социальной информации, умение
поиска информации в источниках различного типа для
реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и
оценки разнообразных явлений и процессов
общественного развития
 Составление схем
 Работа с географической картой
 Поиск информации в тексте
 Умение использовать карты разного содержания для
выявления закономерностей и тенденций, получения
нового географического знания
 Владение географическим анализом различной
информации
 Умение применять географические знания для объяснения
и оценки различных явлений
 Владение географическим мышлением для определения
географических аспектов природных, социальноэкономических и экологических процессов и проблем
 Проведение наблюдений за отдельными географическими
объектами, процессами и явлениями, их изменениями в
результате природных и антропогенных воздействий
 Наблюдение природных явлений
 Работа с таблицами и графиками
 Использование информационных технологий
 Решение практических задач в повседневной жизни
 Владение основополагающими физическими понятиями,
закономерностями, законами и теориями
 Уверенное пользование физической терминологией и
символикой
 Владение основными методами научного познания:
наблюдение, описание, измерение, эксперимент.
 Умение решать физические задачи
 Умение применять полученные знания для объяснения
условий протекания физических явлений в природе
 Работа с приборами
 Работа со справочниками
 Конспект
 Наблюдение за живыми организмами
 Умение объяснять результаты биологического
эксперимента, решать элементарные биологические задачи
 Работа с различными источниками информации
 Культура поведения в природе
 Аргументированная оценка полученной информации
 Владение основными методами научного познания
 Владение основополагающими химическими понятиями,
теориями, законами и закономерностями
 Уверенное пользование химической терминологией и
символикой
 Работа со справочниками
 Конспект
 Работа с различными источниками информации
18

 Конкурс исследовательских
работ
 Историческая
реконструкция
 Кейс

 Диалог
 Дискуссия
 Круглый стол
 Олимпиада
 «Портфолио»
 Проекты
 Конференции
 Творческие задания:
рисунки, газеты, плакаты
 Изготовление макетов
 Семинар
 Презентации, сообщения
 Реферат

 Лабораторные работы
 Практические работы
 Исследовательская работа
 Реферат
 Сообщение, доклад
 Проекты
 Презентации
 Поиск информации в
Интернете

 Лабораторные работы
 Урок выполнения
практических работ
поискового характера
 Творческие задания:
рисунки, газеты, плакаты
 Проекты
 Конференции
 Изготовление макетов
 Презентации
 Лабораторные работы
 Урок выполнения
практических работ
поискового характера
 Сообщения, доклады
 Презентации

Искусст
во

Физичес
кая
культур
а

Основы
безопас
ности
жизнеде
ятельно
сти
Электив
ные
курсы

 Аргументированная оценка полученной информации
 Умение давать количественные оценки и проводить
расчеты по химическим формулам и уравнениям
 Владение правилами техники безопасности при
использовании химических веществ
 Владение методами научного познания
 Восприятие духовно-нравственного опыта
 Культура общения
 Культура восприятия произведений искусства
 Искусство сопереживания
 Поиск информации в различных источниках, в том числе в
системе Интернет
 Анализ полученной информации
 физическая культура личности
 владение современными технологиями укрепления и
сохранения здоровья, поддержания работоспособности,
профилактики предупреждения заболеваний
 владение физическими упражнениями различной
функциональной направленности
 владение техническими приемами и двигательными
действиями базовых видов спорта, активное применение их
в игровой и соревновательной деятельности
 Сформированность представлений о необходимости
отрицания экстремизма, терроризма, других действий
противоправного характера, а также асоциального
поведения
 Знание опасных и чрезвычайных ситуаций природного
 Способность к непрерывному самообразованию
 Навык самостоятельного приобретения и интеграции
знаний
 Осознанное использование информационных и
коммуникационных технологий
 Профессиональная ориентация обучающихся

 Диалог
 Творческие работы:
рисунки, стихи, плакаты,
реклама и т.д.
 Исследовательские работы
 Презентации






Формируемые на уроках УУД закрепляются обучающимся во внеурочной
деятельности, в личном опыте и становятся личным достижением, используемым в
повседневной жизни, индивидуальной творческой деятельности.
Основанием преемственности разных ступеней образовательной систем становится
ориентация на формирование умения учиться и наличие УУД.

19

5. Программы отдельных учебных предметов
Программы по учебным предметам, реализуемым в гимназии, обеспечивают
достижение планируемых результатов освоения ООП средней школы, составляют единый
учебно-методический комплект (УМК)
УМК базируется на новых достижениях педагогической теории и практики,
относящихся, прежде всего к широкому пространству гуманной педагогики, имеющей
глубочайшие корни в классическом педагогическом наследии. Комплект опирается на
новые теоретические концепции, идеи центробежной парадигмы педагогической мысли,
что обеспечивает новое видение школы в целом и каждого учебного предмета в
отдельности.
Программы и учебники комплекта созданы в соответствии со следующими идеями:
 духовно-нравственное развитие обучающегося является приоритетным направлением
деятельности современной школы. Программы и учебники ориентированы, прежде
всего, на развитие человеческих качеств, отвечающих представлениям об истинной
человечности;
 программы и учебники комплекта обеспечивают граждански-ориентированное
образование обучающихся;
 огромное внимание уделяется воспитанию обучающихся как граждан России.
Линейка УМК для ООП СОО, используемых в 2022-2023 у.г.
Учебник/Авторы
10-11 классы
Русский язык
Власенков А.И. Рыбченкова Л.М.
Русская литература 1/2ч.
Лебедев Ю.В. Романова А.Н.
Смирнова Л.
Михайлов О.Н. Шайтанов И.О.
Чалмаев В.
Английский язык
Афанасьева О.В. Дули Д. Михеева
И.В.
--- -История России
Павленко Н.И. Андреев И.Д. Ляшенко
Л.М.
Островский В.П. Лященко Л.М.
История Дагестана
Егорова В.П. Разаков М.П.Вабаев
М.М.
Обществознание
Боголюбов Л.Н. Аверьянов ю.И.
Белявский А.В. и др.
География
Максаковский В.П.
---- -Алгебра
Алимов Ш.А. Калягин Ю.М.Ткачева
М.В.
Геометрия

Издательство и год
издания

Кл

В
наличи
и

Москва «Просвещение»
2017

10-11

36

Москва «Просвещение»
2017
--- -2017

10

20\20

11

16\16

Москва «Просвещение»
2017
--- -2017

10

20

11

16

Москва «Дрофа» 2011

10

25

100

Москва «Дрофа» 2001

11

16

100

Мах-ла «Дагучпедгиз»
2014

10-11

41

100

Москва
«Просвещение»2017
--- -

10

20

11

16

Москва «Просвещение»
2017
--- -

10-11

20

Москва «Просвещение»
2017

10-11

20

45

Недост
ает

%
Обес
печен

100

5\5

80
100

5

5

80

80
100

5

80

16

100

1

97,8

Атанасян А.С.Бутузов Н.Ф.
Информатика
Семакин И.Г. Хеннер Е.К.Шеина Т.Ю.
---- -Физика
Мякишев Г.Я. Буховцев Б.Р.
Мякишев Г.Я. Буховцев Б.Р.
Химия
Габриелян О.С.
Габриелян О.С.
Биология
Захаров В.Б Мамонтов С.Г.Сонин
Н.И.
- - - - -ОБЖ
Латчук В.Н. Марков В.В. Миронов
С.К.
---- -Чеченский язык
Джамалханов З.Д. Чинхоева Т.Н.
Чеченская литература
Дыхаев В.Н. Туркаев Х.В.

Москва «Просвещение»
2017

10-11

45

1

97,8

Москва «Бимон» 2017
- - - --

10
11

0
0

25
16

0
0

Москва «Просвещение»
2017

10

25

100

Москва «Просвещение»
2017

11

16

100

Москва «Дрофа» 2017
--- -

10
11

Москва «Дрофа» 2010

10

25

100

----

11

16

100

Москва «Дрофа» 2000

10

25

100

--- --

11

16

100

Грозный ГУ»Книж.изд»
2002

10-11

Грозный ГУ «Книж. изд»
2001

10-11

21

25
16

0

0
0

46

0

46

0

6. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени
среднего общего образования
Цель программы:
Воспитание креативной личности, способной адаптироваться в постоянно
меняющемся окружающем мире, высоконравственного, творческого, компетентного
гражданина России.
Задачи программы:
1. Создание системы воспитательных мероприятий с целью освоения обучающимися
культуры многонационального народа Российской Федерации.
2. Содействие осознанному принятию обучающимися через урочную и внеурочную
деятельность традиций своего района и города, страны.
3. Создание воспитательной системы социальной ориентации, основанной на активном
участии учащихся в общественной жизни школы.
4. Организация эффективной общественно-полезной деятельности на уровне школы,
микрорайона, района.
5. Создание особого демократического уклада школьной жизни.
6. Создание атмосферы доверия , основанной на содружестве и сотворчестве взрослых и
детей (родителей, учителей и обучающихся).
7. Создание условия в образовательном пространстве для
 формирования человека – гражданина, нацеленного на совершенствование
современного общества;
 формирования чувства ответственности за других людей, за гимназию, за
республику, за Родину;
 развитие мотивации и потребности к общественно-полезной деятельности;
 развития коммуникативной культуры обучающихся в монокультурном пространстве
гимназии;
 формирования у обучающихся позитивно-активного отношения к природе;
 воспитания экологической культуры ,
 воспитания нравственности как способности к внутреннему контролю,
вырабатываемому в процессе совместной деятельности














Содержание программы
Содержание программы группируется вокруг базовых национальных ценностей:
патриотизм;
гражданственность;
социальная солидарность;
семья;
здоровье;
труд и творчество;
традиционные российские религии;
искусство и литература;
наука;
образование;
природа;
человечество

В связи с этим программа включает в себя работу по следующим направлениям:
 история России, российских народов;
22








история своей семьи;
социальная ответственность гражданина России;
творческие, учебные, социальные достижения;
искусство – кладовая лучших образцов отечественной и мировой культуры;
фольклор народов Дагестана и Чечни;
общественно-полезная и личностно-значимая деятельность.

Программа предполагает взаимодействие коллектива гимназии, семей
обучающихся, общественных организаций, органов местного самоуправления,
учреждений дополнительного образования, учреждений культуры.




















Для реализации программы используются различные формы деятельности:
общегимназические проекты;
социальные проекты;
коллективные творческие игры;
портфолио;
события гимназической жизни;
гражданско-правовые конференции;
презентации;
поисковая деятельность;
гимназическое самоуправление;
экскурсии.
Ожидаемые результаты реализации программы
Выпускник 10-11 классов
осознает свою этническую принадлежность, является патриотом страны;
принимает судьбу своей страны как свою личную, осознает ответственность за
настоящее и будущее страны
признает гуманистические, демократические и традиционные ценности
многонационального российского общества;
способен вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
подготовлен к жизненному самоопределению;
коммуникативен в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и
младшего возраста и взрослыми;
активно участвует в школьном самоуправлении и уважает основы демократического
общения;
способен на неординарные и творческие решения.

23

7. Программа по охране и укреплению здоровья обучающихся
Приоритетным направлением деятельности гимназии является сохранение и
укрепление здоровья и психологическая поддержка обучающихся.
Ухудшение здоровья детей школьного возраста в Дагестана стало не только
медицинской, но и серьезной педагогической проблемой.
Не секрет, что состояние здоровья напрямую зависит от образа жизни, который
выбирает сам человек.
Данная программа нацелена на то, чтобы обеспечить педагогическое
сопровождение обучающихся в процессе выбора здорового образа жизни.
Цель программы:
1. Создание условий для осмысления сущности и осознанного выбора здорового образа
жизни обучающимися;
2. Создание ситуации успеха в решении вопросов нравственного и физического
совершенствования обучающихся.
Задачи программы:
1. Углублять и совершенствовать знания обучающихся о здоровье и здоровом образе
жизни;
2. Создать условия для выработки потребности у обучающихся сохранять и укреплять
свое здоровье;
3. Оказывать помощь обучающимся в осознании зависимости своего физического,
нравственного, психологического здоровья от природосообразного поведения;
4. Способствовать формированию стереотипов поведения безопасного для здоровья и
жизни;
5. Совершенствовать систему просветительской работы с обучающимися в вопросах
зависимого поведения.
6. Совершенствовать систему просветительской работы с обучающимися в вопросах
здоровья репродуктивной системы человека.
7. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии;
8. Привлекать к сотрудничеству медицинских работников, психологов, валеологов и
других специалистов компетентных в данной области;
9. Повысить роль семьи в формировании у обучающихся потребности в здоровом образе
жизни.
10. Сохранять и совершенствовать здоровьесберегающую среду образовательного
учреждения.
Содержание программы
Направления деятельности
1. Работа с обучающимися
2. Работа с родителями
3. Работа с педагогическим коллективом
Работа с обучающимися
 Медицинское сопровождение обучающихся:
1. Ежегодные медицинские осмотры обучающихся.
2. Беседы врача и медицинской сестры с гимназистами о личной гигиене и
профилактике различных заболеваний.
24

3. Посещение стоматологической поликлиники.
4. Вакцинация (с согласия родителей)
 Педагогическое сопровождение
1.Валеологическое, экологическое просвещение обучающихся на уроках естествознания,
ОБЖ, биологии.
2.Акции «Природа и мы» - выезды за город и в пределах города на прогулки, экскурсии
на природу и спортивные мероприятия.
3.Проведение Дней Здоровья: спортивные соревнования, выставки плакатов «Здоровье в
наших руках».
4.Тематические классные часы
5.Дискуссии, конференции для старшеклассников.
 Психолого-педагогическое сопровождение учащихся
Диагностическая, коррекционная, тренинговая работа с обучающимися и
классными коллективами специалистов Центра психолого-педагогической реабилитации
и коррекции.
 Работа с родителями
1. Посещение семей с целью контроля за условиями жизни обучающихся.
2. Лекции на общешкольных родительских собраниях: «Половое воспитание ребенка»,
«Причины зависимого поведения подростков».
3. Беседы участкового врача с родителям на классных родительских собраниях.
 Работа с педагогическим коллективом
1. Лекции врачей, психологов, валеологов для педагогических работников
2. Курсы повышения квалификации
3. Диспансеризация работников ОУ
Создание условий для сохранения здоровья обучающихся, внедрение
здоровьесберегающих технологий
Организация
учебного
процесса

Внеурочная
деятельност
ь

 Рациональное
расписание
уроков
 Рациональная
учебная
нагрузка
 Учёт возрастных особенностей
обучающихся
 Использование
здоровьесберег
ающих технологий в учебном процессе

 Спортивны
е кружки
 Спортивные соревнования
 Учёт возрастных
особенност
ей обучающихся во
внеурочной
деятельнос
ти

Здровьесберегающая среда
МатериальноОрганизация
техническая база
питания учащихся
 Наличие современного оборудованного
медицинского
кабинета
 Наличие
спортивного зала
 Наличие спортивной площадки
 Наличие
кулеров
для осуществления
питьевого режима
 Контроль за освещением в классных
помещениях

 Наличие базовой
столовой с оборудованием, отвечающим современным требованиям
 Обеспечение
горячим питанием
 График посещения столовой
 Наличие рационального меню
 Работа совета по
питанию

Ожидаемые результаты реализации программы.
25

Обеспечение
безопасности жизни
и здоровью
обучающихся
 Организация
дежурства учителей,
для
обеспечения
безопасности
обучающихся
 Осуществление
режима проветривания
классных
помещений
 Строгое соблюдение
требований
безопасности при
использовании
технических
средств

Выпускники гимназии:
-осознанно выбирают здоровый образ жизни;
-пропагандируют среди своих сверстников и младших школьников здоровый образ
жизни;
-способствуют созданию в ОУ здоровьесберегающей среды.

8. Целевые программы
ЦЕЛЕВЫЕ
Воспитат
ельная
среда

Внеурочн
ая работа

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНЫЙ
ПРОЦЕСС

Самоупр
авление

Система
дополнит
ельного
образова
ния

Программа «Контакт»
В программе отражены вопросы привлечения родителей к участию и подготовке
классных и общегимназических дел и событий и к работе Совета гимназии. Важной
составляющей программы «Контакт» является работа по формированию развитию
деятельности органов самоуправления в первую очередь Совета гимназии. Программа
получила своё название, потому что смысл её раскрывает главную цель – формирование
единого коллектива взрослых и детей – коллектива сотрудников и единомышленников.
Цели программы
1. Сформировать у обучающихся коммуникативные навыки, умение понимать себя и
других.
2. Создать условия для формирования опыта общения, основанного на взаимном
уважении в процессе сотворчества и содружества обучающихся и учителей.
3. Способствовать установлению положительного психологического климата в гимназии
благодаря общей деятельности в содружестве с родителями.
Задачи программы
1. Создание условий для формирования инициативной самостоятельной личности
(организация работы Совета гимназии).
2. Создание условий для самореализации творческих возможностей и потребностей
обучающихся.
3. Создание условий для выражения социального опыта обучающихся в общении со
взрослыми.
Программа «Достижение»
Программа ориентирована на личностный подход в воспитательном процессе, так
как, работая с большими группами (классами, объединениями и т.д.), педагог может не
разглядеть индивидуальных особенностей каждого своего подопечного, что может
повлечь за собой ощущение дискомфорта, неудовлетворенности и, как следствие,
агрессию в среде обучающихся. Реализация данной программы создаёт условия для
раскрытия творческого, лидерского, интеллектуального, социального потенциала каждого
обучающегося.
26

Цель программы
1) Разработка школьной стратегии воспитания социально успешной личности.
Задачи программы
1. Определение факторов, влияющих на формирование социально успешной личности.
2. Поиск эффективных педагогических технологий, приемов и средств, позволяющих
педагогу способствовать формированию социально-успешной личности.
Программа «Россия в сердце»
Программа нацелена на духовно-нравственное развитие обучающихся, воспитание
Патриота, Гражданина, Человека, который в будущем станет носителем культурного
наследия и традиций своего уникального города, своей родной страны. Воспитание
ответственного, инициативного, компетентного гражданина России – это глубокая и
целенаправленная работа, которую невозможно представить себе без формирования
гражданского, толерантного, экологического самосознания обучающихся.
Направления реализации программы
1. «Я гражданин России – патриот Родины»
2. «Мы вместе: толерантность – основа бесконфликтной жизни»
3. «Природа и мы»
4. «Любимое село»
Цель программы
1. Создать культурную среду, способствующую воспитанию чувства гордости за право
учиться в этой гимназии, жить в Дагестане, в России.
2. Способствовать формированию устойчивого желания сохранить богатейшее
культурное наследие России.
3. Способствовать повышению ответственности за свои поступки и достижения в
различных сферах деятельности.
4. Создать поликультурную среду в пространстве образовательного учреждения.
Задачи программы
1. Создание условий для формирования у обучающихся чувства гражданственности и
любви к Родине.
2. Создание условий для формирования и развития интереса обучающихся к истории
города и Отечества.
3. Создание условий для формирования чувства ответственности за других людей, за
свою гимназию, за свою республику, за свою Родину.
4. Создание условий для формирования мотивации и потребностей к социальнопозитивному поведению и общественно-полезной деятельности.
5. Организация эффективной общественно-полезной деятельности на уровне гимназии,
микрорайона, района.
6. Развитие коммуникативной культуры обучающихся в поликультурном пространстве
гимназии.
7. Формирование у обучающихся позитивно-активного отношения к природе.
8. Воспитание экологической культуры обучающихся.
Программа «Свободное время обучающихся»
Программа помогает обучающимся и их родителям ориентироваться в
воспитательной среде гимназии, микрорайона, района и республики в целом. Одна из
главных задач педагогического коллектива – усвоение обучающимися опыта организации
свободного времени в пространстве гимназии в результате педагогической деятельности и
применение этого опыта вне образовательного учреждения.
Цели программы
27

1. Создание условий для многогранного развития обучающихся в свободное от учебы
время.
2. Создание условий для приобщения обучающихся к опыту созидательной жизни.
3. Создание условий для включения обучающихся в разностороннюю деятельность на
благо республики и его жителей.
4. Создание условий для воспитания культуры досуговой деятельности обучающихся.
5. Создание условий для успешной социализации и адаптации обучающихся.
Задачи программы
1. Осуществление профилактики негативных социальных явлений в среде обучающихся
педагогическими средствами.
2. Создание условий для обогащения опыта созидательной жизни обучающихся в
свободное от учебы время.
3. Расширение образовательного пространства в результате организации свободного
времени обучающихся.
4. Создание условий обучающимся для активизации их интеллектуально-творческого и
социального потенциала.
5. Совершенствование материально-технической базы для успешной организации
обучающихся во второй половине дня.
6. Организация работы с педагогическими кадрами по созданию детских сообществ и
совершенствованию досуговых занятий с обучающимися.

9. Учебный план среднего общего образования
Пояснительная записка
Учебный план (далее УП) среднего общего образования обеспечивает введение в
действие и реализацию требований государственного стандарта, определяет общий объём
нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
обязательных предметных областей.
Обязательные предметные области и основные задачи реализации предметных
областей представлены в таблице
Предметные области
Филология
Русский язык
Литература
Иностранный язык
(английский язык)
Математика
и
информатика
Алгебра и начала
математического
анализа.
Геометрия
Информатика
Общественные
науки.

Основные задачи реализации содержания
Изучение языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого
общения, формирования гражданской, этической и социальной идентичности;
получение доступа к литературному наследию и сокровищам отечественной и
мировой культуры, обогащение и расширение словарного запаса, развитие
устойчивого интереса к чтению
Формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных
культур, оптимизма и выраженной оптимистической личностной позиции в
восприятии мира. Изобразительно-выразительные возможности языка.
Коммуникативная иноязычная компетентность
Формирование представления о математике как части общечеловеческой
культуры, универсальном языке науки. Развитие логического и математического
мышления.
Основные понятия, идеи и методы математического анализа. Основные понятия
о плоских и пространственных геометрических фигурах. Понимание роли
информационных процессов в современном мире. Основы правовых аспектов
использования компьютерных программ и работы в Интернете. Влияние
информационных технологий на жизнь человечества.
Формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся,
личностных основ гражданской идентичности. Овладение базовыми
28

Обществознание.
История
России.
Всеобщая история
География

Естественные науки
Физика
Биология
Химия

Физическая
культура
Искусство

Технология
Основы
безопасности
жизнедеятельности
Элективные курсы

историческими знаниями, формирование важнейших культурно-исторических
ориентиров для самоидентификации личности. Комплекс знаний об истории
России и человечества в целом. Представления о современной исторической
науке. Представление об обществе как целостной развивающейся системе в
единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов.
Формирование первичных компетенций использования территориального
подхода, как основы географического мышления для осознания своего места в
многообразном мире. Представление о географической науке и ее участии в
решении важнейших проблем человечества Система комплексных социально
ориентированных географических знаний о закономерности развития природы.
Формирование целостной научной картины мира, представлений о закономерной
связи и познаваемости явлений природы. Формирование понимания взаимосвязи
и взаимозависимости естественных наук. Представление о действии во
Вселенной физических законов. Представление о живой природе, ее уровневой
организации и эволюции. Формирование основ экологической грамотности,
способности оценивать последствия деятельности человека в природе. Знание
химической терминологии и символики. Осознание объективной значимости
основ химической науки как области современного естествознания.
Гармоничное физическое, нравственное развитие Формирование установки на
сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа
жизни.
Развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся,
способностей
к
художественно-образному,
эмоционально-ценностному
восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства,
выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
Развитие инновационной творческой деятельности обучающихся
Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на
основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства.
Правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
социального и техногенного характера
Развитие личности обучающегося, его познавательных интересов, развитие
интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы. Развитие навыков
самообразования. Совершенствование опыта познавательной деятельности.
Профессиональное самоопределение обучающихся.

Учебный план определяет:
Нормативный срок освоения основной образовательной программы среднего
общего образования – 2 года;
Количество учебных занятий за два года на одного обучающегося не менее 2170
часов и не более 2590 часов (не более 37 часов в неделю).
Учебный план предполагает изучение обязательных учебных предметов: учебных
предметов по выбору из обязательных предметных областей, курсов по выбору.
План реализуется при шестидневной учебной неделе.
Продолжительность учебного года – 35 недель.
Продолжительность урока – 45 минут.
Учебный план гимназии предусматривает организацию обучения гимназистов по
двум профилям – физико-математическому (профильные предметы – математика и
физика) и филологическому (профильные предметы – русский язык и литература); также в
случае необходимости гимназия готова заниматься обучением в 10-11 классах на
общеобразовательном (непрофильном) уровне.
Годовой учебный план
для X-XI классов МКОУ «Гимназия Культуры мира им. А.Д.Адилсолтанова»
с.Нурадилово Хасавюртовского района Республики Дагестан, реализующего
основную образовательную программу среднего общего образования
29

Предметная
область
Русский язык и
литература
Родной язык и
родная литература
Иностранные языки
Общественные
науки
Математика и
информатика
Естественные науки

Учебные предметы
Инвариантная часть
Русский язык
Литература
Родной язык
Родная (дагестанская) литература
Дагестанская литература
Английский язык
История
Обществознание
Алгебра
Геометрия
Астрономия
Физическая культура
Основы безопасности
жизнедеятельности

Количество часов в неделю
Х класс ХI класс
всего
3
3
1
1
1
3
2
2
2
2
1
3

3
3
1
1
1
3
2
2
2
2
3

6
6
2
2
2
6
4
4
4
4
1
4

1

1

2

25

24

47

География
История Дагестана

2
1

1

2
2

Информатика

1

1

2

2
1
1
1
9

2
2
1
1
1
9

4
3
2
1
2
18

3

4

9

1

1

2

1

1

1

2

1

1
1
74
2
2
2
80

Итого
Вариативная часть
Общественные
науки
Математика и
информатика

Физика
Химия
Естественные науки
Биология (в т.ч. экология)
Экология
Индивидуальный проект
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений (в т.ч. специальные и элективные курсы)
Мировая культура
Культура народов мира
Дагестанское единство: проблемы,
поиски
Основы исследовательской
деятельности
Мировые религии
Нахско-дагестанские языки
Максимально допустимая недельная нагрузка
Функциональная грамотность
Разговор о важном
Подготовка к ЕГЭ по биологии
Всего к финансированию

1
1
37
1
1
1
40

37
1
1
1
40

10. Условия реализации основной образовательной программы среднего
общего образования
30

1. Соблюдение требований к регламентации прав и обязанностей
образовательного процесса.
2. Выполнение системы мер, указанных в СанПиНах.
3. Отказ от мер, нарушающих права детей на качественное образование.
Родители
 информирование о
существующих
образовательных программах,
о содержании образовательной
программы гимназии, о
результатах выполнения
образовательной программы
гимназией в целом и конкретно
своим ребенком;
 внесение предложений,
касающихся изменений
образовательной программы;
 участие в определении
индивидуального
образовательного маршрута
для своего ребенка;
 консультативную помощь;
 апелляцию в случае несогласия
с оценкой образовательных
достижений
несут ответственность за:
 создание благоприятных
условий для выполнения
домашней работы;
 обеспечение ребенка
средствами для успешного
обучения и воспитания
(спортивной формой);
 ликвидацию академических
задолженностей;
 совместный контроль (с
гимназией) обучения ребенка;
 ущерб, причиненный гимназии
по вине обучающегося
(материальную
ответственность согласно
Гражданскому кодексу РФ)

участников

Обучающиеся
Учителя
имеют право на:
 выбор программы элективных
 выбор учебных пособий;
курсов, участия во
 информационное и
внегимназических делах класса,
методическое обеспечение;
гимназии;
 выбор образовательных
 честную и объективную оценку
технологий;
результатов образовательной
 повышение квалификации;
деятельности;
 поддержку деятельности
 собственную оценку своих
родителями и
достижений и затруднений;
администрацией
 дополнительное время для
освоения трудного материала;
 обеспечение учебными
пособиями и другими
средствами обучения;
 социально-психологопедагогическую поддержку;
 комфортные условия обучения;
 открытость оценки результатов
их образовательной
деятельности
 работа в органах самоуправления
обязаны:
 овладеть принятыми в гимназии
 соблюдать права гимназистов
правилами поведения;
и родителей;
 иметь необходимые учебные
 создавать условия,
пособия, принадлежности для
гарантирующие возможность
работы;
успешной образовательной
деятельности всем
 уважать права всех членов
обучающимся;
школьного коллектива;
 соблюдать нормы
 соблюдать правила поведения
выставления оценок;
для гимназистов
 систематически
информировать родителей о
достижениях и проблемах
детей;
 анализировать свою
педагогическую деятельность
на основе изучения
результатов учебной
деятельности обучающихся;
 повышать профессиональную
компетентность

Финансовые условия реализации ООП среднего общего образования
Структура и объем финансирования реализации основной образовательной
программы осуществляется на основе принципа нормативного подушевого
финансирования. Расходование бюджета предусматривает возможность обеспечения
расходов на оплату труда работников, на учебно-методическое и информационное
обеспечение, на повышение квалификации, аттестацию, затраты на приобретение
расходных материалов, хозяйственные расходы. Для повышения качества реализации
31

образовательной программы гимназия вправе привлекать в порядке, установленном
законодательством РФ, дополнительные финансовые средства арендной платы. Данные
финансовые условия обеспечивают необходимое качество реализации образовательной
программы и эффективно стимулируют его повышение.
Материально-технические
образования

условия

реализации

ООП

среднего

общего

Данные условия обеспечены наличием на основной и средней ступени гимназии:
 оборудованных спортивного, актового и столовых залов, волейбольной площадки;
 библиотекой и читальным залом, оснащенным персональным компьютером;
 2 компьютерными классами с разнообразными программными материалами и
имеющими выход в Интернет;
Материально-технические условия реализации образовательной программы
отвечают характеристикам современного образования, требованиям к оснащенности
учебных и административных помещений, параметрам эргономико-дидактической
приспособленности материальных условий кабинетов, соответствуют возрастным
особенностям и возможностям обучающихся, позволяют обеспечить реализацию
современных образовательных и иных потребностей и возможностей, обучающихся по
жизнеобеспечению и безопасности, сохранению и укреплению здоровья, развитию
профессионального, социального и творческого опыта обучающихся и др.
Информационное обеспечение реализации ООП среднего общего образования
Эффективность реализации ООП обеспечивается системой информационнообразовательных ресурсов и инструментов, которые дают гимназии возможность входить
в единую информационную среду, фиксировать ход образовательного процесса,
размещать материалы, иметь доступ к любым видам необходимой для достижения целей
ООП информации, ограничивать доступ к информации, несовместимой с задачами
духовно-нравственного
развития,
обеспечивать
необходимый
электронный
документооборот.
Учебно-методическое
образования

обеспечение

реализации

ООП

среднего

общего

МКОУ «Гимназия Культуры мира им.А.Д.Адилсолтанова» обеспечено
учебниками, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным
предметам. Библиотека гимназии имеет фонд дополнительной литературы:
художественную, научно-популярную, справочно-библиографические и периодические
издания, сопровождающие реализацию образовательной программы.
Кадровые условия реализации ООП среднего общего образования
Гимназия укомплектована педагогическими работниками высшей и первой
квалификационной категории. Кадровые условия реализации образовательной программы
обеспечивают необходимое качество и постоянное совершенствование профессиональной
деятельности работников образовательного учреждения. В гимназии работает творческий
коллектив
педагогов-единомышленников,
заинтересованных
в
постоянном
совершенствовании своего педагогического мастерства, о чем свидетельствует
постоянный процесс повышения квалификации педагогического состава на курсах
повышения квалификации в ДИПКПК и на базе МГУ им.М.В.Ломоносова «Первое
32

сентября». Многие учителя гимназии прошли курсы обучения по использованию
информационно-коммуникационных технологий.
Организация управления реализацией ООП среднего общего образования
Принятие управленческих решений, связанных с повышением эффективности
реализации ООП, осуществляется на основе анализа, включающего:
 мониторинг удовлетворенности родителей, учителей и обучающихся процессом и
результатом реализации ООП;
 изучение процесса и результатов реализации ООП администрацией гимназии:
- наблюдение;
- собеседование;
- посещение уроков;
- анализ внутренней документации;
 внешнюю экспертизу процессов и результатов реализации ООП:
- аттестация гимназии;
- данные педагогических исследований сторонних организаций.
- проведение диагностических работ
Способы
представления
МКОУ
«Гимназия
Культуры
мира
им.А.Д.Адилсолтанова» результатов реализации ООП среднего общего образования
Гимназия презентует публичный отчет на основе мониторинга результатов
реализации образовательной программы, используя для этого, в том числе и данные
независимой общественной экспертизы, и результаты проверки соответствия
образовательного процесса утвержденной образовательной программе гимназии,
проводимой при аттестации образовательного учреж

11. Документы, регламентирующие образовательную деятельность
1. Конституция Российской Федерации
2. Закон РФ «Об образовании»
3. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утвержденное
постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2007 № 459)
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования (утверждён приказом Министерством образования и науки Российской
Федерации от 06.10.2009г. № 373, зарегистрированные Минюстом России 22.12.2009
г. рег. № 17785).
5. СанПиН 2.4.2.1178-02 (утверждённые Постановлением Главного государственного
санитарного врача России от 28.11.2002 № 44, зарегистрированные Минюстом России
от 05.12.2002 г рег. № 3997)
6. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от
20.07.2000 № 103-ФЗ)
7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России
8. Устав МКОУ «Гимназия Культуры мира им.А.Д.Адилсолтанова» (утверждён
Постановлением Главы МО «Хасавюртовский район» № 32 от 18.02.2008 г.)
9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
декабря 2010 г. № 1897)
33

10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012
г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего (полного) общего образования»

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (989) 884 93 95

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».