Приложение 1
«О проведении самообследования
в МКОУ «Гимназия Культуры
мира имени А.Д.Адилсолтанова»
Положение
о порядке подготовки и организации проведения самообследования в МКОУ
«Гимназия Культуры мира имени А.Д.Адилсолтанова»
1.Общие положения
1.1. Настоящее Положение (далее Положение) устанавливает порядок подготовки и
организацию проведения самообследования в МКОУ «Гимназия Культуры мира имени
А.Д.Адилсолтанова» (далее – гимназия).
1.2. Положение разработано в соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N273-03 «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Порядка проведения самообследования образовательной организацией,
утверждѐнным приказом Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. №462;
- Постановления Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении
мониторинга системы образования».
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2017 г. № 1218.
1.3. Целями проведения самообследования являются обеспечение доступности и
открытости информации о деятельности гимназии.
1.4. Самообследование проводится образовательным учреждением ежегодно.
1.5. Процедура самообследования включает в себя следующие этапы:
-планирование и подготовку работ по самообследованию гимназии;
-организацию и проведение самообследования в гимназии;
-обобщение полученных результатов и на их основе формирование отчета;
-рассмотрение отчета органами коллегиального управления гимназией, к
компетенции которого относится решение данного вопроса.
1.6. Сроки, форма проведения самообследования, состав лиц, привлекаемых для его
проведения, определяются гимназией в порядке, установленном настоящим Положением.
1.7. Результаты самообследования оформляются в виде отчета, включающего
аналитическую часть и результаты анализа показателей деятельности гимназии, отчетным
периодом является предшествующий самообследованию календарный год.
1.8. Размещение отчета на официальном сайте гимназии в сети «Интернет» и
направление его Учредителю осуществляется не позднее 10 апреля текущего года, отчет
подписывается директором гимназии и заверяется печатью учреждения.
2. Планирование и подготовка работ по самообследованию образовательного
Учреждения
2.1.Директор Гимназия издает приказ о порядке, сроках проведения
самообследования и составе комиссии по проведению самообследования (далее Комиссии).
2.2.Председателем Комиссии является директор Гимназия, заместителем
председателя Комиссии является заместитель директора.
2.3.Для проведения самообследования в состав Комиссии включаются:
представители коллегиальных органов управления Гимназией;
при необходимости представители иных органов и организаций.
2.4.При подготовке к проведению самообследования председатель Комиссии
проводит организационное подготовительное совещание с членами Комиссии, на котором:
рассматривается и утверждается план проведения самообследования;
за каждым членом Комиссии закрепляется направление работы Гимназия,
подлежащее изучению и оценке в процессе самообследования;
уточняются вопросы, подлежащие изучению и оценке в ходе
самообследования;
председателем Комиссии, или уполномоченным им лицом, даѐтся развѐрнутая
информация о нормативно-правовой базе, используемой в ходе самообследования, о
месте(ах) и времени предоставления членам Комиссии необходимых документов и
материалов для проведения самообследования, о контактных лицах;
определяются сроки предварительного и окончательного рассмотрения на
Комиссии результатов самоообследования.
2.5.Председатель Комиссии на организационном подготовительном совещании
определяет:
порядок взаимодействия между членами Комиссии и сотрудниками Гимназия в
ходе самообследования;
ответственное лицо из числа членов Комиссии, которое будет обеспечивать
координацию работы по направлениям самообследования, способствующее оперативному
решению вопросов, возникающих у членов Комиссии при проведении самообследования;
ответственное лицо за свод и оформление результатов самообследования
Гимназия в виде отчета, включающего аналитическую часть и результаты анализа
показателей деятельности гимназия, подлежащего самообследованию.
2.6. В план проведения самообследования в обязательном порядке включается:
2.6.1.Проведение оценки:
организации образовательной деятельности,
системы управления Гимназией,
содержания и качества подготовки обучающихся,
востребованности выпускников;
организации учебного процесса,
качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного
обеспечения, материально-технической базы,
функционирования внутренней системы оценки качества образования.
2.6.2.Анализ показателей деятельности Гимназия, подлежащей самообследованию,
устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции
по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
образования.
3.Организация и проведение самообследования в образовательном Учреждении
3.1.Организация самообследования в гимназии осуществляется в соответствии с
планом по его проведению, принимаемом решением Комиссии.
3.2.При проведении самообследования даѐтся развѐрнутая характеристика и оценка
включѐнных в план самообследования направлений и вопросов.
3.3.При проведении оценки и организации образовательной деятельности:
3.3.1.Даѐтся общая характеристика гимназии:
полное наименование образовательного Учреждения, адрес, год ввода в
эксплуатацию, с какого года находится на балансе Учредителя, режим работы гимназии;
мощность
образовательного
учреждения:
плановая/фактическая;
комплектование классов: количество классов, обучающихся; порядок приѐма и отчисления
обучающихся;
3.3.2.Представляется информация о наличии правоустанавливающих документов:
лицензия на право ведения образовательной деятельности (соблюдение сроков
действия и контрольных нормативов);
свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр
юридических лиц;
свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
Устав гимназии;
локальные акты, определѐнные Уставом гимназии (соответствие перечня и
содержания Уставу учреждения и законодательству РФ, полнота, целесообразность);
свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления
имуществом;
свидетельство о государственной регистрации права безвозмездного
пользования на земельный участок.
3.3.3.Представляется информация о документации гимназии:
наличие основных федеральных, региональных нормативно-правовых актов,
регламентирующих работу гимназия;
договоры гимназии с родителями (законными представителями);
личные дела обучающихся, Книги движения обучающихся гимназии;
Программа развития гимназии;
учебный план гимназии;
календарный учебный график;
годовой план работы гимназии;
-рабочие программы (планы воспитательно-образовательной работы) педагогов
гимназии (их соответствие основной образовательной программе);
расписание непосредственной образовательной деятельности;
отчѐты по итогам деятельности гимназии за прошедшие годы;
акты готовности гимназии к новому учебному году;
документы, регламентирующие предоставление платных услуг, их
соответствие установленным требованиям;
3.3.4.Представляется информация о документации образовательного учреждения,
касающейся трудовых отношений:
книга учѐта трудовых книжек работников, личные дела работников;
приказы по кадрам, книга регистрации приказов по кадрам;
трудовые договоры с работниками и дополнительные соглашения к трудовым
договорам;
коллективный договор (в т.ч. приложения к коллективному договору);
правила внутреннего трудового распорядка;
штатное расписание гимназии (соответствие штата работников установленным
требованиям, структура и штатная численность в соответствии с Уставом);
должностные инструкции работников;
журналы проведения инструктажа.
3.4. При проведении оценки системы управления образовательного учреждения:
3.4.1 .Даѐтся характеристика и оценка следующих вопросов:
характеристика сложившейся в гимназии системы управления;
перечень структурных подразделений гимназии, оценка соответствия
имеющейся структуры установленным законодательством об образовании компетенциям
образовательной организации, а также уставным целям, задачам, и функциям Гимназия;
органы управления (персональные, коллегиальные), которыми представлена
управленческая система гимназии;
режим управления гимназией (в режиме функционирования, в режиме
развития, опережающее управление, проектное управление и т.п.);
содержание протоколов органов коллегиального управления образовательного
учреждения, административно-групповых совещаний при директоре гимназии;
планирование и анализ учебно-воспитательной работы;
состояние педагогического анализа: анализ выполнения образовательной
программы гимназии, рабочих программ педагогов (планов воспитательно-образовательной
работы), рекомендации и их реализация;
полнота и качество приказов директора гимназии по основной деятельности,
по кадрам;
порядок разработки и принятия локальных нормативных актов, касающихся
прав и интересов участников образовательных отношений (наличие таковых, частота
обновления, принятие новых);
3.4.2.Даѐтся оценка результативности и эффективности действующей в учреждении
системы управления, а именно:
как организована система контроля со стороны руководства гимназии и
насколько она эффективна; является ли система контроля понятной всем участникам
образовательных отношений;
как организована система взаимодействия с организациями-партнерами
(наличие договоров об аренде, сотрудничестве, о взаимодействии, об оказании услуг и т.д.)
для обеспечения образовательной деятельности;
какие инновационные методы и технологии управления применяются в
образовательном учреждении;
использование современных информационно-коммуникативных технологий в
управлении образовательным учреждением;
оценивается эффективность влияния системы управления на повышение
качества образования;
3.4.3.Даѐтся оценка обеспечению координации деятельности педагогической службы
гимназии;
3.4.4.Даѐтся оценка наличия, качество и оценка полноты реализации плана работы с
неблагополучными семьями; социальный паспорт
образовательного учреждения, в т.ч. количество обучающихся из социально
незащищѐнных семей;
3.4.5. Даѐтся оценка организации взаимодействия семьи и гимназии:
организация информирования родителей (законных представителей)
обучающихся о правах и обязанностях обучающихся, о правах, обязанностях и
ответственности родителей (законных представителей) в сфере образования;
наличие, качество и реализация планов работы и протоколов Управляющего
совета, родительских комитетов классов; общих и поклассных родительских собраний,;
обеспечение доступности для родителей локальных нормативных актов и иных
нормативных документов;
содержание и организация работы сайта гимназии.
3.5. При проведении оценки содержания и качества подготовки обучающихся:
3.5.1.Анализируются и оцениваются:
Программа развития гимназии;
образовательные программы: характеристика, структура образовательных
программ, аналитическое обоснование программ, основные концептуальные подходы и
приоритеты, цели и задачи; принципы построения образовательного процесса;
прогнозируемый педагогический результат; анализ реализации образовательных программ;
механизмы определения списка методической литературы, пособий,
материалов в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебной и
методической литературы, рекомендованных или допущенных к использованию в
образовательном процессе;
3.5.2.Анализируется и оценивается состояние воспитательной работы, в том числе:
характеристика демографической и социально-экономической тенденции
развития территории;
анализ социального состава родителей, характеристика семей (социальный
паспорт гимназии);
даѐтся характеристика системы воспитательной работы образовательного
учреждения (является ли воспитательная работа системой, а не формальным набором
мероприятий; какие из направлений воспитательной работы реализуются в учреждении;
наличие специфичных именно для данной гимназии, форм воспитательной работы);
мероприятия, направленные на повышение эффективности воспитательного
процесса, проводимые гимназией совместно с другими образовательными учреждениями и
учреждениями культуры;
создание развивающей среды в гимназии в соответствии с требованиями
программ начального, общего и среднего общего образования;
обеспеченность играми, дидактическим материалом;
наличие и соответствие требованиям СанПиН спортивного зала, спортивной
площадки, стадиона, учебных кабинетов и оборудования;
результативность системы воспитательной работы;
3.5.3.Анализируется и оценивается состояние дополнительного образования, в том
числе:
программы дополнительного образования;
наличие необходимых условий, материально-технического, программнометодического, кадрового обеспечения для реализации программ дополнительного
образования;
направленность реализуемых программ дополнительного образования детей;
охват обучающихся дополнительным образованием;
анализ эффективности реализации программ дополнительного образования;
3.5.4.Проводится анализ работы по изучению мнения участников образовательных
отношений о деятельности гимназии, в том числе:
изучение мнения участников образовательных отношений об образовательном
учреждении, указать источник знаний о них; - изучение мнения участников образовательных
отношений об образовательном учреждении, указать источник знаний о них;
анализ запросов потребителей образовательных услуг, пожеланий родителей
(законных представителей) обучающихся, других заинтересованных лиц;
анализ используемых методов (анкетирование, собеседование, тестирование,
другие) для сбора информации о мнениях участников образовательных отношений,
периодичность использования таких методов;
меры, которые были предприняты по результатам опросов участников
образовательных отношений и оценка эффективности подобных мер;
3.5.5.Проводится анализ и даѐтся оценка качеству подготовки обучающихся, в том
числе:
число обучающихся, для которых учебный план является слишком сложным
полностью или частично (необходимо указать с чем конкретно не справляются
обучающиеся);
наличие Положения о системе мониторинга результатов освоения
образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего
образования;
соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников
федеральным государственным требованиям (требованиям ФГОС);
достижения обучающихся по сравнению с их первоначальным уровнем;
достижение целевых ориентиров образования в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта;
результаты мониторинга промежуточной и итоговой оценки уровня развития
обучающихся.
3.6. При проведении оценки организации учебного процесса анализируются и
оцениваются:
учебный план гимназии, его структура, характеристика; выполнение;
анализ нагрузки обучающихся;
календарный учебный график гимназии;
расписание непосредственной образовательной деятельности;
анализ форм работы с обучающимися, имеющими особые образовательные
потребности;
соблюдение принципа преемственности обучения на разных ступенях
обучения;
деятельность по формированию положительной мотивации обучения,
развитию познавательной активности и интересов обучающихся;
создание максимально благоприятных условий для развития способностей,
учѐт возрастных, индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся.
3.7.При проведении оценки качества кадрового обеспечения анализируется и
оценивается:
профессиональный уровень кадров: количество педагогических работников,
имеющих высшее (среднее специальное) образование; количество педагогических
работников с высшей, первой квалификационной категорией, не имеющих
квалификационной категории; стаж работы (до 5 лет, 10 лет, 15 лет, свыше 15 лет, от 50 до
55 лет, старше 55 лет); своевременность прохождения повышения квалификации;
количество педагогических работников, обучающихся в ВУЗах, имеющих
учѐную степень, учѐное звание, государственные и отраслевые награды;
доля педагогических работников (%), работающих на штатной основе;
движение кадров за последние пять лет;
возрастной состав;
работа с молодыми специалистами (наличие нормативных и отчетных
документов);
творческие достижения педагогов;
система работы по повышению квалификации и переподготовке
педагогических работников и ее результативность;
формы повышения профессионального мастерства;
укомплектованность общеобразовательного учреждения кадрами;
потребность в кадрах (сумма вакансий, планируемой убыли работников и
количества планируемого увеличения штатов);
порядок установления заработной платы работников гимназии, в т. ч. надбавок
к должностным окладам, порядка и размеров стимулирующих выплат; заработная плата
педагогических работников с учѐтом стимулирующей части оплаты труда;
состояние документации по аттестации педагогических работников:
нормативные документы, копии документов о присвоении категории; записи в трудовых
книжках.
3.8.При проведении оценки качества учебно-методического обеспечения
анализируется и оценивается:
система методической работы гимназии (даѐтся еѐ характеристика);
оценивается соответствие содержания методической работы задачам, стоящим
перед гимназией, в том числе в образовательной программе;
формы организации методической работы;
влияние осуществляемой методической работы на качество образования, рост
методического мастерства педагогических работников;
работа по обобщению и распространению передового опыта;
наличие в гимназии публикаций методического характера, материалов с
обобщением опыта работы лучших педагогических работников (указать конкретно);
использование и совершенствование образовательных технологий, в т. ч.
дистанционных (оказание практической помощи педагогическим работникам по внедрению
новых технологий и методик в учебный процесс);
количество педагогических работников гимназии, разработавших авторские
программы, утверждѐнные на федеральном и региональном уровнях.
3.9.При
проведении
оценки
качества
библиотечно-информационного
обеспечения анализируется и оценивается:
обеспеченность учебно-методической и художественной литературой;
общее количество единиц хранения фонда библиотеки;
обеспечено ли образовательное учреждение современной информационной
базой (локальная сеть, выход в Интернет, электронная почта, электронный каталог,
медиатека, электронные учебники и т.д.);
востребованность библиотечного фонда и информационной базы;
наличие сайта гимназии (соответствие установленным требованиям);
обеспечение открытости и доступности информации о деятельности
образовательного учреждения для заинтересованных лиц (наличие информации в СМИ, на
сайте образовательного учреждения, информационные стенды (уголки), выставки,
презентации и т.д.);
3.10.При проведении оценки качества материально-технической базы
анализируется и оценивается:
3.10.1. Состояние и использование материально-технической базы, в том числе:
уровень социально-психологической комфортности образовательной среды;
соответствие лицензионному нормативу по площади на одного обучающегося;
площади, используемые для образовательного процесса (даѐтся их
характеристика);
сведения о наличии зданий и помещений для организации образовательной
деятельности; состоянии и назначение зданий и помещений, их площадь;
сведения о количестве и структуре технических средств обучения и т.д;
сведения об обеспеченности мебелью, инвентарѐм, ТСО;
данные о проведении ремонтных работ в гимназии (освоение бюджетных
средств);
меры по обеспечению развития материально-технической базы;
мероприятия по улучшение условий труда и быта педагогов.
3.10.2.Соблюдение в общеобразовательном учреждении мер противопожарной и
антитеррористической безопасности, в том числе:
наличие автоматической пожарной сигнализации, средств пожаротушения,
тревожной кнопки, договоров на обслуживание с соответствующими организациями;
акты о состоянии пожарной безопасности;
проведение учебно-тренировочных мероприятий по вопросам безопасности.
3.10.3.Состояние территории гимназии, в том числе:
состояние ограждения и освещение участка;
наличие и состояние необходимых знаков дорожного движения при подъезде к
образовательному учреждению;
3.11.При проведении оценки функционирования внутренней системы оценки
качества образования:
3.11.1.Осуществляется сбор и анализ информации о школьном образовании в
соответствии с Перечнем, утверждѐнным постановлением Правительства РФ от 5 августа
2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
3.11.2. Анализируется и оценивается:
наличие документов, регламентирующих функционирование внутренней
системы оценки качества образования;
наличие ответственного лица – представителя руководства образовательного
учреждения, ответственного за организацию функционирования внутренней системы оценки
качества образования;
план работы гимназии по обеспечению функционирования внутренней
системы оценки качества образования и его выполнение;
информированность
участников
образовательных
отношений
о
функционировании внутренней системы оценки качества образования в гимназии;
проводимые мероприятия внутреннего контроля в рамках функционирования
внутренней системы оценки качества образования;
проводимые корректирующие и предупреждающие действия в рамках
функционирования внутренней системы оценки качества образования.
3.12. Анализ показателей деятельности гимназии, подлежащей самообследованию,
устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции
по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
образования.
Данный анализ выполняется по форме и в соответствии с требованиями,
установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции
по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
образования.
4.Обобщение полученных результатов и формирование отчета
4.2.Информация, полученная в результате сбора сведений в соответствии с
утверждѐнным планом самообследования, членами Комиссии передаѐтся лицу,
ответственному за свод и оформление результатов самообследования гимназии, не позднее
чем за три дня до предварительного рассмотрения на Комиссии результатов
самообследования.
4.2.Лицо ответственное, за свод, и оформление результатов самообследования
гимназии, обобщает полученные данные и оформляет их в виде отчѐта, включающего
аналитическую часть и результаты анализа показателей деятельности учреждения,
подлежащего самообследованию (далее Отчѐт).
4.3.Председатель Комиссии проводит заседание Комиссии, на котором происходит
предварительное рассмотрение Отчѐта: уточняются отдельные вопросы, высказываются
мнения о необходимости сбора дополнительной информации, обсуждаются выводы и
предложения по итогам самообследования.
4.4.С учѐтом поступивших от членов Комиссии предложений, рекомендаций и
замечаний по Отчѐту председатель Комиссии назначает срок для окончательного
рассмотрения Отчѐта.
4.5.После окончательного рассмотрения результатов самообследования итоговая
форма Отчѐта направляется на рассмотрение органа коллективного управления гимназии, к
компетенции которого относится решение данного вопроса.
5. Ответственность
5.1.Заместитель руководителя образовательного учреждения, руководители
структурных подразделений, педагогическиеработники несут ответственность за
выполнение данного Положения в соответствии требованиями законодательства.
5.2.Ответственным лицом за организацию работы по данному Положению является
руководитель образовательного учреждения или уполномоченное им лицо.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)