география - 11

Аннотация рабочей программы по географии
(7 - 9 классы)
Рабочая программа по географии для 10 класса составлена на основе Федерального компонента
государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и в соответствии
с «Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Нижегородской области на переходный
период до 2021 года».
В основу положена Программа общеобразовательных учреждений «География. 10 класс. Базовый
уровень». / В.П. Максаковский.
Реализация программы осуществляется посредством учебника по географии - Максаковский В.П.
Экономическая и социальная география мира: учеб. для 10 кл. / В.П. Максаковский – М.: Просвещение.
– 2012.
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном
мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим
народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение
следующих целей:
Цели освоения предмета

освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично
изменяющемся мире, о взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных
уровнях, о географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; о
методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и
анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством
ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и
крупнейших стран;

воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного
отношения к окружающей среде;

использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных
географических методов, знаний и умений, а также географической информации;

нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические
материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки
важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и
геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного
развития;

понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях
стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных
программ, телекоммуникации, простого общения.
2. Место предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 70 учебных часов по 2 ч. в неделю.
Количество практических работ - 29
3. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса ученик должен:
1) знать / понимать:
- этапы освоения Земли человеком, изменение характера связей человека с природой;
- важнейшие природные ресурсы мира и особенности их использования;

- необходимость оптимизации человеческого воздействия на природную среду;
- особенности научно-технической революции;
 - понятие «природопользование», виды природопользования;
- идеи устойчивого развития общества;
- особенности динамики численности населения, воспроизводство населения и его типы,
направления демографической политики в различных странах мира;
- этнический состав населения, крупные языковые семьи мира и ареалы их распространения,
половозрастную структуру населения;
- занятость населения, особенности размещения населения по территории Земли; районы с
наиболее высокой и самой низкой плотностью населения; крупнейшие города и агломерации
мира;
- причины и виды миграций;
- культурно-исторические центры мира, ареалы распространения мировых религий, крупнейшие
цивилизации мира и их особенности;
- этапы формирования политической карты мира, формы правления, государственный строй,
типологию стран на политической карте мира;
- секторы экономики, основные отрасли мирового хозяйства, технико-экономические и
организационно-экономические факторы размещения производительных сил в эпоху НТР;
 - особенности глобализации мировой экономики, место России в мировой экономике; понятие
«международное разделение труда», формы мирохозяйственных связей, роль экономической
интеграции;
- крупнейшие по площади страны мира и их столицы, географическое положение, основные
природные ресурсы, население, особенности развития и размещения отраслей экономики;
- географическую номенклатуру, указанную в учебнике;
2) уметь:
- анализировать статистические материалы и данные средств массовой информации;
- определять обеспеченность стран отдельными видами ресурсов, рациональность и
нерациональность использования ресурсов;
- определять страны, являющиеся крупнейшими экспортерами и импортерами важнейших видов
промышленной и сельскохозяйственной продукции;
- определять демографические особенности и размещение населения, направления современных
миграций населения;
- определять общие черты и различие в воспроизводстве и составе населения различных регионов
мира;
- характеризовать особенности размещения отраслей промышленности и сельского хозяйства;
определять факторы размещения ведущих отраслей промышленности;
- составлять экономико-географическую характеристику отдельных стран и сравнительную
географическую характеристику двух стран;
- уметь осуществлять прогноз основных направлений антропогенного воздействия на природную
среду в современном мире;
- выявлять взаимосвязи глобальных проблем человечества;
- устанавливать причинно-следственные связи для объяснения географических явлений и
процессов;
- составлять развернутый план доклада, сообщения;
- составлять картосхемы связей географических процессов и явлений;
- строить диаграммы, таблицы, графики на основе статистических данных и делать на их основе

выводы;
- составлять и презентовать реферат;
- участвовать в обсуждении проблемных вопросов, включаться в дискуссию;
- работать с различными видами текста, содержащими географическую информацию
(художественный, научно-популярный, учебный, газетный);
3) оценивать:
 - обеспеченность отдельных регионов и стран природными и трудовыми ресурсами;
рекреационные ресурсы мира;
- современное геополитическое положение стран и регионов;
- положение России в современном мире;
- влияние человеческой деятельности на окружающую среду;
- экологические ситуации в отдельных странах и регионах;
- тенденции и пути развития современного мира.
Распределение учебного материала по географии структурировано следующим образом:
География. Страны и континенты. 7 класс
География. Россия. 8 класс
География. Россия. 9 класс
География. Современный мир. 10 класс
В результате изучения предмета географии учащиеся должны:
знать/понимать - основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и
географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах,
взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую
зональность и поясность; географические особенности природы материков и океанов, географию народов
Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; специфику географического
положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее
природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов; меры по
сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь - выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и
явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения
географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и
человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры:
использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее
влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства
важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних
экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую
географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников
географической информации и форм ее представления; определять на местности, плане и карте
расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических
объектов; применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных
характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на
этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни - ориентирование на местности и проведение съемок ее участков; определение поясного времени;
чтение карт различного содержания; проведение наблюдений за отдельными географическими
объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных
воздействий; оценка их последствий; наблюдение за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей
местности; определение комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей
местности с помощью приборов и инструментов; проведение самостоятельного поиска географической

информации
на
местности
из
разных
источников:
картографических,
статистических,
геоинформационных.
Формы контроля
Программа предполагает следующие формы контроля: устный опрос, тест, письменная проверочная
работа, индивидуальные и творческие задания, итоговая практическая работа.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (989) 884 93 95

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».