Аннотация рабочей программы по географии (7 - 9 классы) Рабочая программа по географии для 10 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и в соответствии с «Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Нижегородской области на переходный период до 2021 года». В основу положена Программа общеобразовательных учреждений «География. 10 класс. Базовый уровень». / В.П. Максаковский. Реализация программы осуществляется посредством учебника по географии - Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: учеб. для 10 кл. / В.П. Максаковский – М.: Просвещение. – 2012. Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: Цели освоения предмета освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, о взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, о географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; о методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов; овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран; воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде; использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации; нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития; понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения. 2. Место предмета в учебном плане Программа рассчитана на 70 учебных часов по 2 ч. в неделю. Количество практических работ - 29 3. Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения курса ученик должен: 1) знать / понимать: - этапы освоения Земли человеком, изменение характера связей человека с природой; - важнейшие природные ресурсы мира и особенности их использования; - необходимость оптимизации человеческого воздействия на природную среду; - особенности научно-технической революции; - понятие «природопользование», виды природопользования; - идеи устойчивого развития общества; - особенности динамики численности населения, воспроизводство населения и его типы, направления демографической политики в различных странах мира; - этнический состав населения, крупные языковые семьи мира и ареалы их распространения, половозрастную структуру населения; - занятость населения, особенности размещения населения по территории Земли; районы с наиболее высокой и самой низкой плотностью населения; крупнейшие города и агломерации мира; - причины и виды миграций; - культурно-исторические центры мира, ареалы распространения мировых религий, крупнейшие цивилизации мира и их особенности; - этапы формирования политической карты мира, формы правления, государственный строй, типологию стран на политической карте мира; - секторы экономики, основные отрасли мирового хозяйства, технико-экономические и организационно-экономические факторы размещения производительных сил в эпоху НТР; - особенности глобализации мировой экономики, место России в мировой экономике; понятие «международное разделение труда», формы мирохозяйственных связей, роль экономической интеграции; - крупнейшие по площади страны мира и их столицы, географическое положение, основные природные ресурсы, население, особенности развития и размещения отраслей экономики; - географическую номенклатуру, указанную в учебнике; 2) уметь: - анализировать статистические материалы и данные средств массовой информации; - определять обеспеченность стран отдельными видами ресурсов, рациональность и нерациональность использования ресурсов; - определять страны, являющиеся крупнейшими экспортерами и импортерами важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции; - определять демографические особенности и размещение населения, направления современных миграций населения; - определять общие черты и различие в воспроизводстве и составе населения различных регионов мира; - характеризовать особенности размещения отраслей промышленности и сельского хозяйства; определять факторы размещения ведущих отраслей промышленности; - составлять экономико-географическую характеристику отдельных стран и сравнительную географическую характеристику двух стран; - уметь осуществлять прогноз основных направлений антропогенного воздействия на природную среду в современном мире; - выявлять взаимосвязи глобальных проблем человечества; - устанавливать причинно-следственные связи для объяснения географических явлений и процессов; - составлять развернутый план доклада, сообщения; - составлять картосхемы связей географических процессов и явлений; - строить диаграммы, таблицы, графики на основе статистических данных и делать на их основе выводы; - составлять и презентовать реферат; - участвовать в обсуждении проблемных вопросов, включаться в дискуссию; - работать с различными видами текста, содержащими географическую информацию (художественный, научно-популярный, учебный, газетный); 3) оценивать: - обеспеченность отдельных регионов и стран природными и трудовыми ресурсами; рекреационные ресурсы мира; - современное геополитическое положение стран и регионов; - положение России в современном мире; - влияние человеческой деятельности на окружающую среду; - экологические ситуации в отдельных странах и регионах; - тенденции и пути развития современного мира. Распределение учебного материала по географии структурировано следующим образом: География. Страны и континенты. 7 класс География. Россия. 8 класс География. Россия. 9 класс География. Современный мир. 10 класс В результате изучения предмета географии учащиеся должны: знать/понимать - основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность; географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений; уметь - выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов; применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни - ориентирование на местности и проведение съемок ее участков; определение поясного времени; чтение карт различного содержания; проведение наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценка их последствий; наблюдение за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определение комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов; проведение самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных. Формы контроля Программа предполагает следующие формы контроля: устный опрос, тест, письменная проверочная работа, индивидуальные и творческие задания, итоговая практическая работа. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)