Аннотация к рабочей программе по физике 7-9 классы (Перышкин А.В.) Место учебного предмета в структуре основной образовательной программы школы Рабочая программа по физике для основной школы разработана в соответствии: с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ООО, М.: «Просвещение», 2012 год); с рекомендациями Программы (Программы по учебным предметам. Физика 7-9 классы. М.: «Просвещение», 2012 .-79с.); с авторской программой (Е.М. Гутник, А.В. Перышкин Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия.7-11 кл./ сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов.- М.: Дрофа, 2010. – 334с.); С примерные программы по учебным предметам. Физика. 7-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. -48 с. – (Стандарты второго поколения). Программа по физике для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения. Предлагаемая программа обеспечивает систему фундаментальных знаний основ физической науки для всех учащихся основной школы. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 204 часа для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования. В том числе в VII, VIII и IX классах по 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. На изучение физики отводится по 2 часа в неделю в 7-9 классах, по 68 часов к год. Общее количество часов – 204. Учебники: А.В.Перышкин Физика 7 класс И.Д. «Дрофа» 2012-2014 г. А.В.Перышкин Физика 8 класс И.Д. «Дрофа» 2012-2014 г. А.В.Перышкин Е.М.Гутник Физика 9 класс И.Д. «Дрофа» 2012-2014 г. 1. 2. Цель изучения учебного предмета. Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей: • освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира; • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач; • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий; • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры; • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды. 3. Тематическое планирование курса по годам обучения. Класс Тема / раздел Кол-во часов 7 1.Введение 4 2.Первоначальные сведения о строении вещества. 5 3.Взаимодействие тел. 21 4.Давление твердых тел, жидкостей и газов. 23 5.Работа и мощность. Энергия. 13 Резерв 2 Итого часов: 68 8 1.Тепловые явления. 11 2. Изменения агрегатных состояний вещества 13 3.Электрические явления. 26 4.Электромагнитные явления. 6 5.Световые явления. 10 6. Повторение. 2 Итого часов: 68 9 1.Законы взаимодействия и движения тел. 24 2.Механические колебания и волны. 9 3.Электромагнитное поле. 16 4.Строение атома и атомного ядра. 11 5. Обобщающее повторение 8 Итого часов: 68 Всего часов на изучение курса 204 часа 4. Класс Итого 8 Тематический план лабораторных, практических работ (развитие речи) и контрольных работ. Формы контроля. Кол-во работ Тематический контроль -практических (п/р), - Тема Форма лабораторных (л/р) л/р – 1 Практическая 1. Измерение массы тела. л/р – 2 работа 2. Измерение объема тела. л/р – 3 3. Измерение плотности твердого тела. л/р – 4 4. Градуирование пружины и измерение сил динамометром. л/р – 5 5. Исследование зависимости удлинения стальной пружины от приложенной силы. л/р – 6 6. Исследование зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления. л/р – 7 7. Измерение архимедовой силы. л/р – 8 8. Исследование условий равновесия рычага. 9. «Определение КПД при подъеме тела по л/р – 9 наклонной плоскости» Лабораторных работ - 9 Л/р №1 "Определение теплового баланса при смешивании Практическая воды разной температуры" работа Л/р №2 Л/р №3 Л/р №4 Л/р №5 Л/р №6 Л/р №7 Л/р №8 Итого 9 Л/р №9 Л/р №1 Л/р №2 Л/р №3: Итого Л/р №4 Л/р № 5 5 "Измерение удельной теплоты плавления льда тела" «Сборка цепи и измерение силы тока и напряжения на различных участках цепи" "Проверка закона Ома." "Изучение последовательного и параллельного соединения проводников" "Измерение работы и мощности в электрической лампе" "Изучение свойств постоянного магнита и получение изображений магнитных полей" " Сборка электромагнита и проверка их в действии" "Получение изображений с помощью линзы" Лабораторных работ - 9 Исследование равноускоренного движения тела Практическая без начальной скорости. работа Исследование свободного падения Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины. Изучение явления электромагнитной индукции Изучение треков заряженных частиц 5. Основные образовательные технологии. Наряду с традиционными технологиями обучениями, такими как лекция, диалог, беседа, дискуссия, диспут, семинар, консультация, практикум, применяются и новые, такие как технологии проблемного обучения, проектной деятельности школьников. К комплексу методов, используемых на уроках, наблюдение, математический, статистический и прочие методы. Широко используются аудиовизуальные и информационные технологии обучения физики. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения. 6. Требования к результатам освоения учебного предмета: Личностным результатам обучения физике в основной школе относятся: мотивация образовательной деятельности школьников; сформированность познавательных интересов и познавательных возможностей учащихся; убеждённость в возможности познания природы, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры; готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами, склонностями и возможностями; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений. Предметным результатам обучения физике в основной школе являются: понимание, а также умение объяснять следующие физические явления: свободное падение тел, явление инерции, явление взаимодействия тел, колебания математического и пружинного маятников, резонанс, атмосферное давление, плавание тел, большая сжимаемость газов и малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел, испарение жидкости, плавление и кристаллизация вещества, охлаждение жидкости при испарении, диффузия, броуновское движение, смачивание, способы изменения внутренней энергии тела, электризация тел, нагревание проводника электрическим током, электромагнитная индукция, образование тени, отражение и преломление света, дисперсия света, излучение и поглощение энергии атомом вещества, радиоактивность; умение измерять и находить: расстояния, промежутки времени, скорость, ускорение, массу, плотность вещества, силу, работу силы, мощность, кинетическую и потенциальную энергию, КПД наклонной плоскости, температуру, количество теплоты, удельную теплоёмкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха, атмосферное давление, силу электрического тока, напряжение, электрическое сопротивление проводника, работу и мощность тока, фокусное расстояние и оптическую силу линзы; владение экспериментальным методом исследования в процессе исследования зависимости удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения от площади соприкасающихся тел и от силы давления, силы Архимеда от объёма вытесненной жидкости, периода колебаний маятника от его длины, силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала, силы индукционного тока в контуре от скорости изменения магнитного потока через контур, угла отражения от угла падения света; понимание смысла основных физических законов и умение применять их для объяснения наблюдаемых явлений: законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, закон Паскаля, закон Архимеда, закон сохранения импульса и энергии, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, законы распространения, отражения и преломления света; понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми человек встречается в повседневной жизни, а также способов обеспечения безопасности при их использовании; умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни. Общим предметным результатам обучения физике в основной школе, основанными на частных предметных результатах, являются: знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений; умения пользоваться методами научного исследования явлений природы: проводить и фиксировать наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, кодировать извлечённую из опытов информацию в виде таблиц, графиков, формул, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать погрешности результатов измерений; умения применять полученные знания на практике для решения физических задач и задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни и жизни окружающих людей, рационального природопользования и охраны окружающей среды; убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей; развитое теоретическое мышление, включающее умения устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, формулировать доказательства выдвинутых гипотез; коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссиях, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать различные источники информации. Метапредметным результатам обучения физике в основной школе являются: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умения предвидеть возможные результаты своих действий Аннотация к рабочим программам по физике 10 - 11 класс (среднее общее образование) Рабочая программа по физике для 10-11 классов составлена на основе: - федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года - Примерной программы среднего (полного) общего образования по физике 10-11 классы» (базовый уровень) под редакцией В.А. Орлова, О.Ф. Кабардина, В.А. Коровина и др., авторской программы Г.Я Мякишева для базового уровня.. (10-11 классы) - Программы Г.Я. Мякишева (Сборник программ для общеобразовательных учреждений: Физика 10-11 кл./. – М.: Просвещение, 2006) Информация о количестве учебных часов: 10 класс – 70 часов(2 часа в неделю); 11 класс – 70 часов (базовый уровень стандарта 2 часа в неделю) Цели изучения физики - освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира. О строении и эволюции Вселенной; - знакомство с основами физических теорий: классической механики, молекулярнокинетической теории, термодинамики, электродинамики, специальной теорией относительности, квантовой теории; - овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач; - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий; - воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры. - использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды. Учебно-методический комплекс: 1. Учебники: для 10 класса общеобразовательных учреждений / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. – 15-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 365 с./; для 11 класса общеобразовательных учреждений / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев – 156-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 365 с./; 2. Сборник задач по физике: для 10-11 класс общеобразовательных учреждений / Сост. Г.Н. Степанова. – 9-е изд. М.: Просвещение, 2003. Ведущие формы и методы, технологии обучения: Формы организации учебных занятий: изучение нового материала; семинарские занятия; обобщения и систематизации; контрольные мероприятия. Используемы методы обучения (по И. Я. Лернеру): объяснительноиллюстративный; проблемное изложение, эвристический, исследовательский. Используемые педагогические технологии: информационнокоммуникационные; компетентностный подход к обучению (авторы: Хуторский А.В., Зимняя И.А.), дифференцированное обучение (автор: Гузеев В.В). Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся: Оптимальным путем развития ключевых компетенций учащихся является стимулирующий процесс решения задач при инициативе учащегося. Решение задач является одним из важных факторов, развивающим мышление человека, которое главным образом формируется в процессе постановки и решении задач. В процессе решения качественных и расчетных задач по физике учащиеся приобретают «универсальные знания, умения, навыки, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности», что соответствует определению понятия ключевых компетенций. Поле решаемых задач – Система задач - удовлетворяет внутренним потребностям учащихся; выводит знания, умения и навыки всех учеников на стандарт образования (программа минимум); активизирует творческие способности, нацеливает на интеграцию знаний, полученных в процессе изучения различных наук, ведет к ориентировке на глобальные признаки, (последнее утверждение относится к учащимся, работающим над задачами продвинутого уровня); практикоориентирована, содержит современные задачи, отражающие уровень развития техники, нацеливает на последующую профессиональную деятельность, что особенно актуально для выпускников. В информационной структуре поля учебных задач, заключены соответствующие виды знаний и умений, детерминирующие такие виды учебно-познавательной деятельности, как познавательная, практическая, оценочная, учебная. Решение задач является эффективным способом реализации компетентностного подхода к обучению. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются: Познавательная деятельность: - использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование; - формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории; - овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач; - приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез. Информационно-коммуникативная деятельность: - владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение; - использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации. Рефлексивная деятельность: - владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий: - организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств. Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе: Формы контроля: самостоятельная работа, контрольная работа; тестирование; лабораторная работа; фронтальный опрос; физический диктант; домашний лабораторный практикум. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)