Положение о методическом объединении учителей истории, обществознания и географии. I. Общие положения 1.1. Методическое объединение является основным структурным подразделением методической службы образовательного учреждения, осуществляющим проведение учебно-воспитательной, методической, опытноэкспериментальной и внеклассной работы по одному или нескольким родственным учебным предметам. 1.2. Методическое объединение организуется при наличии не менее трех учителей по одному предмету или по одной образовательной области. В состав методического объединения могут входить учителя смежных и родственных дисциплин. В образовательных учреждениях могут также создаваться методические объединения воспитателей, классных руководителей и т.п. 1.3. Количество методических объединений и их численность определяется, исходя из необходимости комплексного решения поставленных перед ОУ задач, и утверждается приказом директора ОУ. 1.4. Методические объединения создаются, реорганизуются и ликвидируются директором ОУ по представлению заместителя директора по методической работе (зам. директора по УР). 1.5. Методические объединения подчиняются непосредственно заместителю директора по методической работе (зам. директора по УР). 1.6. В своей деятельности методическое объединение руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, органов управления образования всех уровней по вопросам образования и воспитания учащихся, а также Уставом и локальными правовыми актами школы, приказами и распоряжениями директора. II. Задачи и направления деятельности методического объединения Методическое объединение как структурное подразделение образовательного учреждения создается для решения определенной части задач, возложенных на учебное заведение. Работа методического объединения нацелена на эффективное использование и развитие профессионального потенциала педагогов, на сплочение и координацию их усилий по совершенствованию методики преподавания соответствующих учебных дисциплин и на этой основе на улучшение образовательного процесса. Методическое объединение: анализирует учебные возможности учеников, результаты образовательного процесса, в том числе внеучебной работы по предмету; обеспечивает образовательный процесс необходимыми программнометодическими комплексами; планирует оказание конкретной методической помощи учителямпредметникам; организует работу методических семинаров и других форм методической работы; анализирует и планирует оснащение предметных кабинетов; согласовывает материалы для промежуточной аттестации учащихся; согласовывает (в случае необходимости) требования к содержанию и минимальному объему учебных курсов, к результатам обученности учащихся; проводит первоначальную экспертизу изменений, вносимых преподавателями в учебные программы; изучает и обобщает опыт преподавания учебных дисциплин; организует внеклассную деятельность учащихся по предмету; принимает решение о подготовке методических рекомендаций в помощь учителям; организует разработку методических рекомендаций для учащихся и их родителей в целях наилучшего усвоения соответствующих предметов и курсов, повышения культуры учебного труда; рекомендует учителям различные формы повышения квалификации; организует работу наставников с молодыми специалистами и малоопытными учителями; разрабатывает положения о конкурсах, олимпиадах, предметных неделях (месячниках) и организует их проведение. III. Основные формы работы методического объединения: 3.1. Проведение педагогических экспериментов по проблемам методики обучения и воспитания учащихся и внедрение их результатов в образовательный процесс; 3.2. «Круглые столы», совещания и семинары по учебно-методическим вопросам, творческие отчеты учителей и т.п.; 3.3. Заседания методических объединений по вопросам методики обучения и воспитания учащихся; 3.4. Открытые уроки и внеклассные мероприятия по предмету; 3.5. Лекции, доклады, сообщения и дискуссии по методике обучения и воспитания, вопросам общей педагогики и психологии; 3.6. Изучение и реализация в учебно-воспитательном процессе требований нормативных документов, передового педагогического опыта; 3.7. Проведение предметных недель и методических дней; 3.8. Взаимопосещение уроков; IV. Порядок работы методического объединения 4.1. Возглавляет методическое объединение председатель, назначаемый директором школы из числа наиболее опытных педагогов по согласованию с членами методического объединения. 4.2. Работа методического объединения проводится в соответствии с планом работы на текущий учебный год. План составляется председателем методического объединения, рассматривается на заседании методического объединения, согласовывается с заместителем директора по учебной работе и утверждается методическим советом школы. 4.3. Заседания методического объединения проводятся не реже одного раза в четверть. О времени и месте проведения заседания председатель методического объединения обязан поставить в известность заместителя директора школы по учебной работе. 4.4. По каждому из обсуждаемых на заседании вопросов принимаются рекомендации, которые фиксируются в журнале протоколов. Рекомендации подписываются председателем методического объединения. 4.5. При рассмотрении вопросов, затрагивающих тематику или интересы других методических объединений, на заседания необходимо приглашать их председателей (учителей). 4.6. Контроль за деятельностью МО осуществляется директором школы, его заместителями по методической, учебной работе в соответствии с планами методической работы школы и внутришкольного контроля. V. Документация методического объединения 1. Положение о методическом объединении. 2. Банк данных об учителях МО: количественный и качественны состав (возраст, образование, специальность, преподаваемы предмет, общий стаж и педагогический, квалификационная категория, награды, звание, домашний телефон). 3. Анализ работы за прошедший год. 4. Задачи МО на текущий учебный год. 5. Тема методической работы, её цель, приоритетные направления и задачи на новый учебный год. 6 План работы МО на текущий учебный год. 7. План-сетка работы МО на каждый месяц. 8. Сведения о темах самообразования учителей МО. 9. Перспективный план аттестации учителей МО. 10. График проведения текущих контрольных работ (вносят сами учителя или председатели методических объединений. Цель: предупреждение перегрузок учащихся - не более одной контрольной работы в день). 11. График административных контрольных работ на четверть. 12. График проведения открытых уроков и внеклассных мероприятий по предмету учителями МО (утверждается директором школы). 13. Адреса профессионального опыта МО. 14. Информация об учебных программах и их учебно-методическом обеспечении по предмету. 15. Календарно-тематическое планирование (по предмету, по индивидуальным, факультативным занятиям, кружкам по предмету). 16. План проведения предметной недели. 17. Результаты внутришкольного контроля (экспресс-, информационные и аналитические справки), диагностики. 18. Протоколы заседаний МО. VI. Права методического объединения Методическое объединение имеет право: готовить предложения и рекомендовать учителей для повышения квалификационного разряда; выдвигать предложения об улучшении учебного процесса в гимназии; ставить вопрос о публикации материалов о передовом педагогическом опыте, накопленном в методическом объединении; ставить вопрос перед администрацией гимназии о поощрении учителей методического объединения за активное участие в экспериментальной деятельности; рекомендовать учителям различные формы повышения квалификации; обращаться за консультациями по проблемам учебной деятельности и воспитания учащихся к заместителям директора гимназии; вносить предложения по организации и содержанию аттестации учителей; Методическая тема МО: Тема: Восстановление исторического наследия ауховцев – путь к гуманизации исторического образования. Создавать условия для непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности учителей и совершенствования их деятельности с учетом основных направлений инновационной работы гимназии. Учителям-предметникам с целью повышения профессионального мастерства совершенствовать умения по применению нетрадиционных форм уроков, самоанализа, самоконтроля своей деятельности. Обеспечить внедрение в учебную деятельность новых образовательных технологий, в том числе развивающих, здоровьесберегающих, информационных, личностно-ориентированных с целью повышения качества образования. Активизировать работу по выявлению и обобщению, распространению передового педагогического опыта творчески работающих педагогов. Создать условия для развития познавательных и интеллектуальных способностей учащихся через различные формы внеклассной работы по предметам. Активизировать работу педагогического коллектива по организации исследовательской, проектной деятельности учащихся. Продолжить работу по отработке навыков использования КИМов как одного из видов контроля ЗУН учащихся, с целью подготовки учащихся к сдаче ГИА, ЕГЭ Анализ работы МО учителей общественных наук за 2019-2020 учебный год Задачи, стоящие перед современной школой по формированию у детей собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений, делают особенно актуальным повышение качества историко-обществоведческого образования учащихся. Преподавание предметов «История», «Обществознание» и "География" в МБОУ «Гимназия Культуры мира им. А.Д. Адилсолтанова» осуществлялось в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, с ФГОС. Были определены задачи работы МО: 1. Освоение и применение компетентностного и системно - деятельностного подхода в предметном обучении. 2. Повышение мотивации педагогов на исследовательскую и инновационную деятельность в рамках подготовки перехода на новые образовательные стандарты. 3. Совершенствование педагогического мастерства. Были выбраны следующие направления реализации поставленных задач: Изучение и внедрение новых педагогических технологий Индивидуальная работа с одаренными учащимися Распространение личного педагогического опыта Мониторинг качества знаний обучающихся Совершенствовать формы развивающего обучения в соответствии с ФГОС «второго поколения»; Использовать современные педагогические технологии и методы изучения предметов обществоведческого цикла и включать их в планирование учебного процесса; Осуществлять регулярный обмен педагогическим опытом учителейпредметников Целью создания школьного методического объединения является повышение профессиональной компетентности каждого учителя. А достичь этой цели можно расширяя и углубляя теоретическую и методическую подготовку каждого учителя. С этой целью, в течение учебного года учителями-предметниками были проведены ряд заседаний методического объединения. Педагоги методического объединения работают над созданием необходимых условий, помогающим обучающимся развивать положительную мотивацию и успешность в обучении. С целью обновления теоретических и практических знаний педагогов и повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач, педагоги в соответствии со сроками проходят курсы повышения квалификации. Педагоги МО принимают активное участие в методических и педагогических советах по совершенствованию форм работы с обучающимися общеобразовательных организаций. В феврале 2019 г. в МБОУ «Гимназии Культуры мира им.А.Д. Адилсолтанова» была проведена предметная неделя. Традиционно целями проведения таких неделей являются углубление знаний обучающихся по предметам, развитие творческого потенциала, умения представлять полученные в результате проектно-исследовательской деятельности результаты; стимулирование профессиональной компетентности и творческой активности учителей МО в процессе освоения ими современных подходов к организации и проведению уроков. Неделя прошла успешно, план проведения выполнен полностью, в феврале были задействованы обучающиеся 5-11 классов. В течение года была организована индивидуальная работа с учащимися, мотивированными на обучение и участие в районных олимпиадах. Активное участие в районной олимпиаде по предметам приняли учащиеся 5-11 классов. В течение года осуществлялся контроль за выполнением программ по географии, истории и обществознанию. Качество выполнений теоретической и практической части программ по предметам. В своей работе учителя продолжают использовать здоровьесберегащие технологии, учатся применять новые педагогические технологии и подходы к обучению своих предметов. Задачи, которые ставились педагогами МО общественных наук в 2020 -2021 г. , были успешно выполнены, в следствии этого необходимо продолжать: Способствовать вовлечению обучающихся в более активную и глубокую урочную и внеурочную деятельность. Обучать методам и приемам работы с различной информацией. Стремиться шире использовать метапредметные связи. Продолжить систематическое обучение по работе с тестами. Включать практический компонент в виде решения задач по общественным дисциплинам. Развивать умение точно высказывать и аргументировано защищать свою позицию. Готовить учащихся к участию в научно-практических конференциях всех уровней. Работать над совершенствованием системы подготовки к государственной итоговой аттестации. Формировать у учащихся активную жизненную позицию, гражданскую идентичность, развивая умение анализировать получаемую информацию и отбирать необходимые знания, создавая условия для адаптации подрастающего поколения в обществе, обеспечить процесс социализации индивида. ПЛАН работы кафедры общественных дисциплин МБОУ «Гимназии Культуры мира им. А.Д. Адилсолтанова» с. Нурадилово на 2020 – 2021 учебный год. Тема: Восстановление исторического наследия ауховцев – путь к гуманизации исторического образования. Руководитель: Нурадилов Х.Э., педагогический стаж 14 лет. 1 заседание (4 неделя августа 2020 г.) 1. Анализ работы МО за 2019 – 2020 учебный год и утверждение плана работы на 2020 – 2021 учебный год (инф. – рук. МО). 2. Утверждение плана работы на 2020 – 2021 учебный год (инф. – рук. МО). 3. Организация работы по подготовке гимназистов к ГИА по учебным предметам. 4. Оказание методической помощи учителям при использовании новых учебников и учебных программ (инф. – ЗНМР школы). 5. Обзор новинок учебно – методической литературы (инф. –Х.Э. Нурадилов). 2 заседание (1 неделя ноября 2020 г.) 1. О современных требованиях к преподаванию спецкурсов и элективных курсов (сообщ. – А.А. Адилсултанов). 2. Итоги сдачи ЕГЭ (по выбору) выпускниками 11 – х классов в 2020 году по предметам (инф. - Х.Э. Нурадилов). 3. О проекте федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по предметам в средних и старших классах (инф. – замдиректора по НМР). 4. О подготовке к участию в районной олимпиаде (инф. – обсуждение). 5. Обзор новинок учебно – методической литературы (инф. –С.Т. Адилсултанова). 3 заседание (2 неделя января 2021 г.) 1. ЕГЭ и ОГЭ по истории и обществознанию в 2021 г.: планирование, подготовка, тренинг (инф. – Л.А. Темиргаева, С.Т. Адилсултанова) . 2. Подготовка и проведение декады по истории и обществознанию (обсуждение – утверждение плана). 3. Особенности работы с учащимися в 6 – х классах на уроках истории (доклад - М.Р. Хатаева ). 4. Итоги районной олимпиады по предметам (инф. – рук. МО). 5. Обзор новинок учебно – методической литературы (инф. – М.Р. Хатаева) . 4 заседание (4 неделя марта 2021 г.) 1. Предварительные итоги организации работы по подготовке гимназистов к ГИА. 2. О подготовке учителей и выпускников 11 – х кл. к сдаче ЕГЭ и ОГЭ по истории и обществознанию в 2021 году. 3. Итоги проведения декады и школьной олимпиады по предметам (инф.- анализ). 4. Работа по организованному окончанию учебного года (инф.- рук. МО). 5. Обзор новинок учебно – методической литературы (инф. –Л.А. Темиргаева). 5 заседание (3 неделя июня 2021 г.) 1. Итоги учебного года и сдачи ЕГЭ (по выбору) в 11 – классах. 2. Анализ работы за 2020 – 2021 г. и выработка рекомендаций на следующий учебный год.